Андрей Марголин: Расщепление Минобрнауки

Владимир Путин и Дмитрий Медведев putin.kremlin.ru Президент России Владимир Путин утвердил новую структуру российского правительства, предложенную премьер-министром России Дмитрием Медведевым. Эта структура предусматривает, в частности, разделение Минобрнауки на два ведомства: Министерство просвещения и Министерство высшего образования и науки.
Ожидается, что Министерство просвещения будет курировать школы и средние специальные учебные заведения, а Министерство науки и высшего образования будет отвечать за вузы и научные учреждения, а также заниматься развитием науки в стране. Информация о подписании главой государства соответствующего документа размещена на сайте президента России.
Как пояснил глава правительства во время встречи с президентом в Сочи, в целом структура кабинета министров, существовавшая ранее, не претерпит значительных изменений, так как правительство, построенное таким образом, уже доказало свою работоспособность, передает информационное агентство РИА Новости.
Здание ФАНО Ivtorov/Wikimedia Commons Помимо разделения Минобрауки надвое, проект предусматривал ликвидацию Федерального агентства научных организаций (ФАНО ) и переход Росмолодежи и Рособрнадзора, которые ранее курировало Минобрнауки, в прямое подчинение правительству.
Как пояснил газете «Ведомости» Виктор Болотов, академик Российской академии образования, бывший первый замминистра образования, подобное разделение обязанностей Минобрнауки уже существовало, и идея вернуться к нему представляется правильной. Сходного мнения относительно трансформации ведомства придерживается и Аскольд Иванчик, заместитель председателя Совета по науке при министерстве образования и науки, который в то же время не исключает, что нововведения в отношении ФАНО могут полечь за собой проблемы.
Аскольд Иванчик youtube.com «В целом это неплохо, и особенно хорошо, что вузы остались в министерстве, ответственном за науку. Однако это еще один нежелательный шаг в сторону того, что наукой будут управлять не ученые, а чиновники. Если при ФАНО у Академии наук еще сохранились некоторые рычаги влияния на управление институтами, то теперь их будет меньше: все будет определять министерство – и принцип «двух ключей» вряд ли будет действовать.
Важно будет, кто станет министром науки и высшего образования. Если это будет ученый, связанный с Академией и институтами, – хорошо, если чиновник – положение ухудшится», – цитирует газета его слова.
По мнению главы Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, новое ведомство, которому предстоит курировать науку, «в состоянии стать центром развития, каким оно и было в советские годы». «Фактически можно говорить о том, что в правительстве выделяются два проектных центра – Миннауки и Минсвязи, где будут сосредоточены инновационные решения, обеспечение роста и решение других прорывных задач, о которых говорил президент», – приводит высказывание эксперта сайт газеты «Известия».
Дмитрий Орлов Aleksey Druzhinin / Government.ru Побеседовать с «Полит.ру» о преобразовании Минобрнауки согласился Андрей Марголин, проректор РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор. По его словам, идея такого разделения обсуждалась долгое время, и определенная логика в нем наличествует. Однако что касается результатов этого процесса, то они во многом будут зависеть от того, кто именно возглавит Минпросвещения и Миннауки и высшего образования.
«Вопрос о возможной трансформации Министерства образования и науки обсуждался давно, так что неожиданным это решение назвать сложно. Оно могло быть разным, но принято было вот такое: теперь Министерство просвещения будет сфокусировано на всем образовании до высшего, а высшее образование объединяется с наукой.
Логика в этом есть: например, аспирантура – это, с одной стороны, высшее образование, а с другой – это шаг в науку. Через такой мостик все это хорошо связывается. Да и магистратура, если посмотреть внимательно, является таким же «мостиком»: магистерская диссертация имеет очень серьезную научную составляющую.
Что касается ожидаемых от такого преобразования результатов, то о них говорить пока рано – даже новым руководителям обычно дают сто дней, прежде чем делать предварительные выводы о том, как они справляются с ситуацией. Так и тут: есть надежда, что люди, которым будет поручено это делать, сформируют эффективные управленческие команды, будут действовать с умом, и мы получим позитивный результат.
Что же касается самой идеи разделения Министерства образования и науки надвое, то, как говорится, новое – это хорошо забытое старое. Если мы посмотрим на начало 1990-х годов, то такая картина уже была. И в любом случае, всегда идет поиск оптимальной модели управления с учетом происходящих изменений. Ну, например, как вы знаете, Академия наук относилась к ФАНО (Федеральное агентство научных организаций – прим.ред.) не очень хорошо. Сейчас ФАНО упраздняется – его функции будут переданы Министерству науки и высшего образования. В академическом сообществе это вызывает, скорее, положительную реакцию.
Министр образования и науки РФ Ольга Васильева Кардашов Антон/АГН "Москва" Но самое главное все же – не форма, а содержание. Что и как будут делать новые министерства ? Это и есть самый серьезный вопрос. Надежда тут именно на конкретных талантливых людей, которые разберутся в сложных проблемах, стоящих перед образованием и наукой, и дадут новый импульс их развитию.
Так что давайте посмотрим – сейчас пытаться спрогнозировать будущее и говорить, что все сделано здорово или, напротив, не очень хорошо, просто нет оснований. А уже потом можно будет судить по результатам», – сказал Андрей Марголин.
Ожидается, что предложения по конкретным кандидатурам министров Дмитрий Медведев предложит Владимиру Путину 18 мая.
Смотрите также: Медведев представил Путину структуру нового кабмина Василий Измайлов О чем свидетельствуют назначения в правительстве Никита Белоголовцев О трансформации систем образования