ЕГЭ и «месяц тишины»

В России начался основной этап сдачи Единого государственного экзамена. 28 мая школьники сдают экзамен по географии, основные экзамены пройдут до 2 июля. Однако в СМИ пока появляется немного публикаций о проблемах при сдаче ЕГЭ.
Как сообщается на официальном портале госэкзамена, ЕГЭ по математике пройдет 30 мая (базовый курс) и 1 июня (профильный). 4 июня будут сдавать экзамены по по химии и истории, 6 июня — по русскому языку, 9 июня и 13 июня — по иностранным языкам, 14 июня — по обществознанию, 18 июня — по биологии, 20 июня — литературе и физике. С 22 июня по 2 июля назначены резервные дни.
Всего на Единый госэкзамен в 2018 году зарегистрировались 731 тысяч человек, из которых 645 тысяч оканчивают школу в этом году, пишет газета «Коммерсантъ».
Между тем руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов заявил о необходимости не нагнетать обстановку в период сдачи ЕГЭ и предложил ввести месяц тишины на это время. Такое предложение он озвучил на Всероссийском съезде уполномоченных по правам ребенка 28 мая в Москве.
«Сегодня стартовала экзаменационная кампания, экзамены проходят в штатном режиме, и я хочу обратиться к журналистам: пожалуйста, соблюдайте "месяц тишины". Мы просим поддержать это предложение политических, общественных деятелей, социологов», — приводит информационное агентство ТАСС слова Кравцова.
Как пояснил глава Рособрнадзора, любые негативные высказывания в адрес ЕГЭ и ГИА, государственной итоговой аттестации, которую также предстоит сдать сотням тысяч детей, только нагнетают обстановку, мешают детям сосредоточиться на сдаче экзаменов и добавляют нервозности. По его мнению, с учетом этого СМИ следует руководствоваться прежде всего интересами школьников и создавать им наиболее комфортную спокойную обстановку, а все обсуждения проблем сдачи проводить уже после экзаменов.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов, руководитель департамента образования Москвы Исаак Калина Ведяшкин Сергей/АГН "Москва"
Строго говоря, публикаций о проблемах при сдаче ЕГЭ пока действительно немного, зато активно обсуждается тема тестирования учителей, которую некоторые СМИ пробуют связать с темой ЕГЭ. Побеседовать с «Полит.ру» о ситуации согласилась Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.
По ее оценке, в настоящее время к процедуре сдачи ЕГЭ нет масштабных, системных претензий, хотя отдельные нарушения могут встречаться, и родители выпускников действительно могут реагировать на публикации об этом. В то же время родители в любом случае будут искать информацию о процессе сдачи, так что хотя «месяц тишины» как таковой не нужен, более спокойный тон публикаций мог бы прийтись кстати.
«Если говорить о начавшемся тестировании учителей, то дело в том, что сейчас вводится Национальная система учительского роста, и всех учителей проверяют для понимания их квалификации. Это не связано с единым государственным экзаменом — это связано лишь с необходимостью вводить градации учителей: учитель, старший учитель, ведущий учитель, учитель-методист. Учителей тестирует, чтобы понять, на что они могут претендовать в этой системе.
ЕГЭАвилов Александр/ АГН "Москва"А что касается "месяца тишины", который предложил ввести господин Кравцов, то естественно, что для него как главы Рособрнадзора было бы удобнее, чтобы никаких негативных высказываний относительно того, как проходит сдача ЕГЭ, в течение месяца не появлялось. Потом накал страстей спадет, и в результате все пройдет спокойно и без общественного обсуждения того, что, как зачем и почему. В этом плане я Сергея Сергеевича вполне понимаю.
Правда, сдающие ЕГЭ дети вряд ли подвержены влиянию высказываний СМИ по поводу ЕГЭ и нагнетанию ситуации, но их родители вполне подвержены. Беспокоясь за своих детей, для которых сдачи ЕГЭ сейчас — чуть ли не главное испытание в жизни, они, конечно, реагирует на негативную информацию по процедуре сдачи. Они боятся, что где-то дети могут получить преимущество перед их детьми — например, если где-либо фактически допущено списывание и так далее. Соответственно, они бы очень хотели внимательно за всем этим следить. И, с одной стороны, отсутствие информации не возбуждает их, а с другой стороны, они все равно будут искать эту информацию в социальных сетях и передавать ее, чтобы, как им кажется, быть больше в курсе дела относительно судеб их собственных детей.
ЕГЭАвилов Александр/ АГН "Москва"То есть в принципе нагнетать ситуацию по поводу ЕГЭ нежелательно, но родители вряд ли смиряться с отсутствием информации. Как такового "месяца тишины", не нужно, но более спокойный тон публикаций мог бы быть полезен. Действительно, в последние годы никаких масштабных нарушений на ЕГЭ, как то бывало до 2014 года, уже не выявляется. Отдельные нарушения встречаются, но они всегда были — возникали и при сдаче экзаменов во времена Советского Союза, и сейчас могут быть, от этого никто не застрахован. Главное, чтобы не было массовых нарушений.
В общем, сейчас никакой глобальной проблемы в сдаче ЕГЭ нет. За исключением тех, кто считает, что ЕГЭ — национальная проблема, что его существование ведет к "дебилизации молодого поколения", никаких негативных замечаний в адресе ЕГЭ не наблюдается. И по поводу самой процедуры сдачи ЕГЭ их нет», — объяснила Татьяна Клячко.