Дата
Автор
Иван Зуенко
Источник
Сохранённая копия
Original Material

От свободы – к коммерции и пропаганде. Как китайское кино меняется вместе со страной


На рубеже 1980–90-х китайские фильмы зачастили на международные фестивали, где выигрывали главные призы. В 1988 году фильм Чжана Имоу «Красный гаолян» получил в Берлине «Золотого медведя». В 1991 году «Подними красный фонарь» этого же режиссера взял в Венеции «Серебряного льва». Два года спустя еще один фильм Имоу «Цю Цзюй идет в суд» выиграл «Золотого льва», а «Прощай, моя наложница» Чэня Кайгэ взял «Золотую пальмовую ветвь» – главный приз Каннского кинофестиваля. Год спустя другой китайский фильм («Жить», все того же Чжана Имоу) получил в Каннах Гран-при. Китайское кино стало модным, что вполне соответствовало интересу к загадочной стране, которая стремительно избавлялась от маоистского прошлого и открывалась миру.

«Красный гаолян». Фото: Xi'an Film Studio

Основная заслуга в популяризации китайского кино принадлежала так называемому «пятому поколению режиссеров» (да-да, поколениями в Китае не только национальных лидеров считают). Его представители (Чжан Имоу, Чэнь Кайгэ, Тянь Чжуанчжуан и другие) учились на одном курсе Пекинской киноакадемии, окончив ее в 1982 году. В своем большинстве это были взрослые люди, у которых за плечами был опыт работы на производстве и трагедия «поколения чжицин» – то есть образованной молодежи, которую в период «культурной революции» высылали для трудового перевоспитания в деревню. Молодой продюсер У Тяньмин, в 1983 году возглавивший Сианьскую киностудию, активно привлекал вчерашних выпускников киноакадемии для съемок прогрессивного кино, пусть даже в ущерб коммерческому успеху. Из союза У Тяньмина и «пятого поколения режиссеров» родилось новое китайское кино.

В июне 1989 года танки Народно-освободительной армии Китая разогнали на площади Тяньаньмэнь лагерь пекинских студентов, требующих социально-политических реформ. Многие представители творческой интеллигенции (среди них, например, У Тяньмин) поспешили покинуть страну. Времена обещали быть тяжелыми. Прессинг цензуры в континентальном Китае становился все заметнее. Однако «окно на Запад» было пробито. Инерции творческого запала «пятого поколения» хватило еще на десятилетие, в течение которого китайские кинематографисты снимали фильмы, востребованные как на родине, так и на международных фестивалях. На сцену вышло «шестое поколение кинорежиссеров» – циники, нигилисты и «внутренние мигранты», видевшие в бурном экономическом росте Китая не только безусловное благо, но и побочные эффекты. Цзя Чжанкэ в 2006 году выиграл «Золотого льва» со своим медитативным фильмом о затопленном городе «Натюрморт», а Ван Сяошуай пятью годами ранее взял «Серебряного медведя» с «Пекинским велосипедом», в котором заметны попытки скрестить итальянский неореализм 1950-х годов с реалиями пореформенного Китая.

Но на этом «китайская волна» завершилась. Современное китайское кино не котируется у жюри крупных международных фестивалей, но вряд ли китайскую киноиндустрию это заботит. Взамен позолоченных статуэток она получила нечто иное – кассовые сборы и хорошие отношения с властью. Китайское кино изменилось, как изменился и сам Китай. Между восьмидесятыми и нынешним временем – настоящая пропасть, хотя в Китае, в отличие от России, не менялось государство и правящая партия. Внимательный взгляд на эволюцию китайского кино может рассказать нам о переменах в китайском обществе больше, чем это, возможно, хотелось бы идеологам коммунистической партии. И самая главная тенденция – в кино и обществе – это коммерциализация.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.