Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Черно-белый мир 1968-го. Каким было наступление новой эры в разных странах?


Пражская весна, студенческие протесты в Европе и антивоенные в США – все это происходило 50 лет назад и оказало глубокое влияние на политические и культурные проекты Европы, Америки, СССР. Но и восприятие этих событий, и их влияние было разным в разных странах. А сегодня можно говорить и о том, что на их основе возникли разные мифы. В Москве 30 мая-1 июня проходит международная конференция «Уроки 1968», посвященная осмыслению памяти о тех событиях. Мы публикуем переработанный для Republic текст выступления на конференции главного редактора журнала «Контрапункт» Марии Липман.

Год 1968-й был фантастически богат на события и мощные общественные сдвиги. В массовых движениях 68-го легко найти общее. Все они – и Пражская весна, и студенческие бунты в Париже и других европейских городах, и молодежные антивоенные протесты в США – боролись за свободу против косности, все отвергали старый мир и хотели утвердить новый.

Но в действительности для разных групп на первом плане были разные события, и старый мир, который они отвергали, тоже был разным. По прошествии 50 лет кажется более интересным поговорить именно о различиях, а также о том, что сегодня можно считать достижениями 68-го, что осталось по-старому или к старому вернулось, а что, может быть, впоследствии стало причиной новых проблем.

Разные 1968-е

Для советских людей 68-й – это прежде всего «Чехословакия» – даже не вторжение, и не весна, а просто «Чехословакия» и те несколько человек, кто вышел на Красную площадь за нашу и вашу свободу.

Конечно, не для всех советских людей – сегодня то сообщество мы, наверное, назвали бы либералами, но тогда этот термин был не настолько в ходу. Наверное, стоит говорить об «антисоветчиках», о тех, кто «слушал радио». Более привычно обозначить их интеллигенцией, но эти множества – те, кто, замирая сердцем, слушал репортажи иностранных «голосов» о Чехословакии, и интеллигенция – скорее пересекаются, чем совпадают.

Ни за какими сколь угодно бурными событиями во Франции, Германии, Калифорнии или Нью-Йорке не следили с таким напряженным вниманием; ни одно не вызывало и близко таких сильных эмоций – сочувствия, отчаяния, стыда, как «Чехословакия».

Хотя Пражская весна была разгромлена – в Чехословакии после 68-го режим стал еще жестче – и коммунистические режимы существовали еще долго, для тех советских людей, о которых идет речь, и для очень многих в Восточной Европе 1968 год остался символом – правды, свободы, стремления к западным ценностям.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.