Дата
Автор
Денис Карагодин
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Безотчетное уничтожение. Что происходит с архивными данными о сталинском терроре?


Впервые о братьях Григории и Фёдоре Чазовых мы узнали из книги новосибирского историка Алексея Теплякова «Процедура: исполнение смертных приговоров в 1920–1930-х годах». Григорий был тем счастливцем, кому не просто удалось чудом в 1938 году выжить после собственного расстрела в Кемеровской (в то время – Новосибирской) области, но и добраться с помощью своего родного брата Фёдора до московской приёмной всесоюзного старосты, председателя ЦИК СССР от РСФСР, члена политбюро ЦК ВПК(б) товарища Калинина, с жалобой о произошедшем.

Братья полагали, что всесоюзный староста поймет, рассудит и прекратит творящийся беспредел. Григорий в прямом смысле слова выполз из горы трупов, воспользовавшись оплошностью исполнителей, перегруженных «процедурой». Увы, итогом обращения в приемную Калинина для братьев стал повторный, теперь уже гарантированный расстрел Григория (произведенный в Москве) и пятилетний срок ссылки на Колыму для Фёдора как «укрывателя беглеца» и «социально-вредного элемента».

Фальсификация отчетности об убийствах

Эта история так бы и осталась ярким эпизодом узкоспециализированной книги об эксцессах исполнения смертных приговоров в Западной Сибири, если бы дальнейшей судьбой Фёдора Чазова не заинтересовался российский исследователь Сергей Прудовский. Прудовский – человек, не первый раз взламывающий глухую эшелонированную оборону архивов российских спецслужб. Именно благодаря ему мы знаем сейчас о корпусе секретных приказов и инструкций (гриф секретности с некоторых в России не снят до сих пор), предписывающих сознательную фальсификацию сведений о расстрелянных органами НКВД в 1937–1938 годах заведомо невиновных советских гражданах.

Эти инструкции подробно разъясняют, как именно следует фальсифицировать сведения, в частности по регистрации смертей в ЗАГСах (с сознательным указанием неверной даты и причины смерти), а также (что особо по-иезуитски) как именно следует далее работать «средствами активных мероприятий» с родственниками расстрелянных людей, закрепляя разработанную легенду официальной ненасильственной смерти.

Если мы с вами думаем, что всё это события давно минувших дней, то смею вас заверить – это не совсем так; совершенные в прошлом «ошибки» до сих пор не исправлены.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.