Дата
Автор
Евгений Карасюк
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Андрей Маркевич: «Нельзя сказать, что при крепостном праве страна нищала. Но какова альтернатива?»


«50 страниц основного текста, 70 страниц приложений, не менее семи тысяч цифр, использованных в анализе», – суховато, но с видимым удовлетворением описывает итог девятилетнего проекта Андрей Маркевич, профессор Российской экономической школы (РЭШ), а также содиректор совместного бакалавриата РЭШ и Высшей школы экономики. Написанную им в соавторстве с Екатериной Журавской, профессором Парижской школы экономики, статью об экономическом эффекте отмены крепостного права недавно опубликовал авторитетный научный журнал American Economic Review.

Мы встретились с Маркевичем, чтобы обсудить глубину изменений, произошедших в стране в результате «всего лишь одной конкретной институциональной реформы». «Слава богу, рабство сейчас запрещено в мире – по крайней мере, формально. Но вопрос значения рабского, или принудительного труда и последствий отказа от него вы можете исследовать на совершенно легальных архивных данных», – рассказывает Маркевич. В начале беседы о русском крепостничестве слово «рабство» звучит естественно и даже привычно, и все же я заостряю на нем внимание: было ли положение русских крепостных таким уж невыносимым, как принято считать?

– Можно ли вообще приравнивать крепостничество к рабству? Ричард Пайпс, например, доказывал, что нельзя. Значительная часть русских крестьян не отрабатывала барщину, а платила оброк, который нередко принимал форму контрактных отношений с помещиком. В северных губерниях крепостные вели активную предпринимательскую деятельность, контролировали целые рынки – например, хлопчатобумажных тканей.

– Рабство – довольно очевидная параллель. Крепостные были ограничены в своих основных свободах, в праве принятия решений. За них эти решения принимали помещики, так же, как это делали рабовладельцы. Хотя традиции и законы больше ограничивали помещика, чем рабовладельца, допустим, в США. В Российской империи помещик обязан был обеспечить своим крепостным минимальный прожиточный уровень, а в неурожайные годы во избежание голода даже кредитовать их из своих запасов.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.