Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

5 дней, которые потрясли Трампа: кто виноват в крупнейшем политическом скандале после саммита с Путиным

Дональд Трамп улетает из Хельсинки, фото из инстаграма Белого дома

После встречи с Владимиром Путиным в Хельсинки Дональд Трамп оказался в центре крупнейшего политического скандала. Озвученную в Хельсинки позицию Трампа не поняли даже его ближайшие советники. Associated Press и The Washington Post со ссылкой на свои источники восстановили хронологию последней недели.

Понедельник

Выходя на сцену перед совместной конференцией с Путиным, Трамп праздновал триумф после своей встречи с «президентом-противником» и воспринимал ее как возможность увеличить свой авторитет за рубежом и поднять рейтинг в США. В конце пресс-конференции Трамп был уверен, что задача выполнена: по его мнению, саммит положил начало решению многих острых проблем, и это ощущение еще больше укрепилось после двух дружелюбных интервью с консервативным телеканалом Fox News перед вылетом из Хельсинки.

https://twitter.com/WhiteHouse/status/1018910390841823232

Однако настроение быстро ухудшилось, когда «Борт номер один» поднялся в воздух и взял курс на Вашингтон: президент столкнулся с «суровой реальностью» — негативным обсуждением саммита в СМИ, причем даже на Fox News. Основные претензии касались вопроса о возможном вмешательстве России в выборы и фразы президента о том, что у него нет оснований не доверять Путину (она поставила под сомнение выводы американских спецслужб). Трамп поделился своим гневом с советниками и заодно рассказал им о впечатлении от встречи с Путиным (сильный, умный и хитрый), а также сказал, что рассматривает Россию как грозного противника, с которым ему интересно иметь дело. Саммит он назвал несомненным успехом и обронил фразу о том, что демократы сами позволили взломать свои сервера во время президентской кампании.

Кроме того, Трамп сообщил, что ему не понравился вопрос журналиста AP о том, будет ли американский президент в лицо Путину говорить о вмешательстве России в выборы, но советники попытались объяснить президенту, что подобный вопрос в тот момент задал бы практически любой журналист. Впрочем, Трампа ответ не успокоил — позднее он возмущался действиями «глупых журналистов» в интервью CNBC: «Некоторые глупцы из СМИ спрашивают меня: "Почему ты не встал там, не посмотрел ему в лицо, не подошел к нему и не начал кричать на него?" На это я отвечаю: "Эти люди сумасшедшие? Я хочу заключить сделку"».

Еще в самолете вместе с бывшим главой аппарата Белого дома Райнсом Прибусом и пресс-секретарем Белого дома Сарой Сандерс было принято первое антикризисное решение и вскоре в твиттере президента появилось сообщение, в котором он подтверждал свою уверенность в выводах американской разведки.

https://twitter.com/realDonaldTrump/status/1018943446583668736

Вторник

Но твит не помог. Во вторник утром Трамп сказал друзьям, что не понимает, из-за чего вся эта шумиха. Но его советники понимали. К возвращению Трампа в Вашингтон число критических выпадов в его адрес достигло максимума — столь серьезной волны критики он не видел с момента беспорядков в Шарлотсвилле. Тогда американский лидер возложил ответственность за произошедшее и на ультраправых, и на левых радикалов.

Во вторник советник президента США по нацбезопасности Джон Болтон, глава аппарата Белого дома Джон Келли и вице-президент Майкл Пенс встретились с Трампом, чтобы объяснить президенту, что ему необходимо прояснить сказанное в Хельсинки. Они также донесли до Трампа мнение министра обороны Джеймса Мэттиса, госсекретаря Майка Помпео, а также лидеров Конгресса и сторонников президента, которые были уверены, что Трамп на встрече с Путиным зашел слишком далеко.

Трамп лично посмотрел стенограмму и видео своей пресс-конференции. Сначала он не хотел публично высказываться, опасаясь, что это будет выглядеть как уступка, однако советники убедили его в том, что заявление можно подать как разъяснение, а не опровержение. В итоге спустя 27 часов и 5 твитов после встречи с Путиным Трамп заявил, что во время пресс-конференции оговорился. А чуть позже уже в интервью телеканалу CBS президент скажет о личной ответственности Путина за вмешательство России.

https://twitter.com/WhiteHouse/status/1019298293308772353

Среда

В среду появилась новая проблема. Перед заседанием в Белом доме по экономике, когда журналистов попросили покинуть помещение, Сесилия Вега из ABC News спросила Трампа, не считает ли он, что Россия продолжает вмешиваться в американские выборы. Трамп посмотрел на Вегу и произнес одно слово: «Нет». В тот день Сандерс специально задержала свой брифинг, чтобы прояснить этот момент у президента, и публично уточнила: говоря «нет», Трамп имел в виду, что больше не принимает вопросов от прессы. СМИ этому не поверили, а Сандерс добавила Белому дому головной боли, заявив, что администрация Трампа все еще рассматривает предложение Путина о взаимном доступе следователей США и России к интересующим их подозреваемым. Причем, если Трамп назвал это «прекрасным предложением», то Госдеп — «абсурдом».

Заседание с участием Трампа в Белом доме 18 июля

Четверг

Утро четверга в Белом доме началось рано, сразу после восхода солнца. Первым делом Трамп пожаловался в Twitter на то, как средства массовой информации освещали его саммит, а затем дал советнику по нацбезопасности Джону Болтону распоряжение назначить второй саммит и официально пригласить Путина посетить Вашингтон.

Советник Трампа Келлиэнн Конуэй на совещании в четверг предупреждала коллег, что интервью главы Национальной разведки Дэна Коутса, которое он должен был дать в прямом эфире журналистике NBC Андрее Митчелл, может стать для СМИ источником для «ярких заголовков», и в итоге оказалась права. Во время интервью (отрывок можно посмотреть здесь) Белый дом обнародовал приглашение Путину посетить Вашингтон, которое Митчелл зачитала Коутсу. Он сначала не поверил Митчелл, рассмеялся, а потом подверг сомнению решение Трампа провести с Путиным два часа наедине, что тут же разошлось по СМИ.

https://twitter.com/ABC/status/1020043060510507008

В субботу Коутс выпустил официальное заявление, в котором признал свой ответ неудачным и уточнил, что ни в коем случае не хотел проявить неуважение к президенту.

Несмотря на то, что еще во вторник выяснилось, что в обмен на допрос командой спецпрокурора Мюллера 12 сотрудников ГРУ (это Путин допустил на пресс-конференции в Хельсинки) Москва хотела бы допросить бывшего посла США в России Майкла Макфола, команда Трампа вплоть до четверга обсуждала перспективы такой сделки. И лишь на пресс-конференции в четверг Сандерс сказала окончательное «нет».

Пятница

Завершилась рабочая неделя Трампа публикацией The New York Times, из которой выяснилось, что бывший юрист президента Майкл Коэн в тайне записал одну из их бесед (запись была обнаружена во время обыска у Коэна в рамках расследования Роберта Мюллера). В ней Трамп и Коэн обсуждали выплату за молчание экс-модели Playboy Карен Макдугал — она утверждала, что имела романтические отношения с Трампом. Личный адвокат Трампа Рудольф Джулиани подтвердил информацию о том, что его клиент обсуждал с Коэном возможную выплату Макдугал, однако отметил, что она ее не получила. Как подчеркнул Джулиани, беседа явно не была секретной, так как разговор прерывается другими людьми —и Трамп «не сделал ничего плохого». Сам президент также отрицает какие-либо обвинения.

Детальный разбор кризиса в Белом доме после встречи Трампа и Путина показывает, что он был спровоцирован отнюдь не самим фактом саммита, а чередой спорных заявлений и решений. Для России этот кризис важен, потому что он может ускорить ужесточение

Артем Губенко, Владимир Моторин