Original Material
Путин разрешил «Роснефти» не возвращать в страну валютную выручку. Ждать ли теперь девальвацию?
Владимир Путин и Игорь Сечин. Фото с сайта Кремля. Архив
Владимир Путин подписал закон, который отменяет штрафы за невозвращение валютной выручки для попавших под санкции компаний-экспортеров. Единственная компания, которую этот закон сейчас касается, – это «Роснефть». Что будет с рублем, если она решит оставлять валюту за границей?
- Заводить экспортную выручку на счета в российских банках правительство обязало крупнейших экспортеров в конце 2014 года, чтобы остановить резкий обвал рубля. Владимир Путин тогда лично обзванивал компании с просьбой «поскрести по сусекам» и продать валюту. Под закон о репатриации валюты попали в итоге «Роснефть», «Газпром», «Зарубежнефть», Алроса и «Кристалл».
- Теперь из этого списка есть счастливое исключение – «Роснефть», единственная санкционная компания из этих пяти экспортеров. Отмена требования о возвращении валютной выручки в теории должно помочь компании, которая из-за санкций не может привлечь длинные западные кредиты, финансировать собственные зарубежные проекты, закупать иностранное оборудование, гасить внешние займы и т.д.
- Но что «Роснефти» хорошо, не всегда хорошо для всех остальных. Аналитики Райффайзенбанка еще в середине июля предупредили, что одной только «Роснефти» хватит, чтобы сократить предложение валюты в России на сумму от $25 до $64 млрд (в зависимости от того, покрывает компания рублевые расходы только за счет операционного дохода или с помощью рублевых кредитов). Это, в свою очередь, может привести к росту дефицита валюты на внутреннем рынке и стать новым фактором риска для рубля.
- Но паниковать не стоит, призывают другие аналитики, опрошенные The Bell. Подписанный Путиным закон меняет требования к репатриации выручки, но не к ее продаже, напоминает главный экономист российского офиса Bank of America Merrill Lynch Владимир Осаковский. Законодательных требований к продаже валюты в России нет уже давно, так что общий объем предложения валюты на спотовом рынке значительно измениться не должен, считает он. С этим согласен аналитик Нордеа банка Денис Давыдов – до конца года банк по-прежнему прогнозирует курс рубля в диапазоне 63-64 руб./$. Экспортерам и раньше удавалось обходить требование о репатриации валютной выручки, добавляет директор операций на валютном и денежном рынке Металлинвестбанка Сергей Романчук. Он тоже не ждет, что рубль отреагирует на это изменение.
Пристальное внимание к «Роснефти» вполне понятно, если вспомнить, что в 2014 году накануне резкой девальвации рубля госкомпания в течение одного дня разместила облигации на рекордную сумму в 625 млрд рублей. Привлечь столько на рынке невозможно, хором говорили эксперты, и даже Алексей Кудрин назвал эту сделку «крайне непрозрачной». 15 декабря «Роснефть» попыталась успокоить рынок, публично
Ирина Малкова