Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Русские ищут доступ к ресурсам по всей стране»: что привело наемников из России в ЦАР

Фото: wikipedia / Léo Torréton / CC BY-SA 4.0

The Bell выяснил, какое месторождение и почему могло заинтересовать погибших в Центральной Африке российских журналистов. Речь идет о золоторудной шахте на юге страны, которую, как предполагали журналисты, собираются разрабатывать структуры Евгения Пригожина. Официально об этом проекте ничего неизвестно, но, похоже, что он далеко не единственный.

Золото и алмазы

  • Вечером 1 августа Центр управления расследованиями рассказал, куда направлялись погибшие накануне журналисты Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко собирались встретиться с сотрудником миротворческой миссии ООН в Центральноафриканской республике (MINUSCA). Он должен был помочь журналистам со съемками золотых приисков в окрестностях Ндассима на юге страны.
  • Шахта в Ндассиме находится на вершине холма в лесах – примерно в 60 км от бывшей военной базы боевиков из оппозиционной мусульманской группировки «Селека» в Бамбари. Еще пять лет назад разработкой месторождения занималась канадская компания Axmin, но в декабре 2012 года – как раз во время рождественских каникул – на месторождение впервые напали повстанцы, забравшие еду, медикаменты и транспортные средства. В 2013 году, по данным Reuters, месторождение окончательно перешло под контроль мятежников. Кустарным способом они продолжали добывать на нем около 15 кг золота в месяц, которые можно было продать на местном рынке примерно за $350 тыс.

Но в середине июля издание Africa Intelligence сообщило (платный материал), что о разработке месторождения в Ндассиме с правительством ЦАР договорилась Россия. Сейчас эта территория находится под угрозой со стороны боевиков одной из местных группировок «Союз за Центральную Африку», и условие разработки — наведение порядка в регионе, пишет издание. И, если верить местным СМИ, это не единственное месторождение в ЦАР, которым заинтересовались российские структуры.

Цитата: «В окрестностях Ндассима, Бирао, Буар и Бриа русские ищут возможности получить доступ к добыче природных ресурсов, иногда им приходится договариваться напрямую с повстанцами, чтобы получить что-то в обход правительства», – рассказал The Bell редактор африканского издания CNC Ален Нзило. По данным африканских и французских СМИ, их интересуют золото, алмазы, уран и нефть.

Вооруженные инвесторы из России

  • С октября 2017 года в ЦАР появились две связанные с Россией компании – горнодобывающая Lobaye Invest и охранная Sewa Security Service, писал в мае французский еженедельник L’Obs. Кто стоит за этими компаниями, официально неизвестно, но дипломатический источник, на которого ссылается L’Obs, утверждал, что они связаны между собой. Само издание предполагало, что за обеими компаниями стоят структуры питерского бизнесмена Евгения Пригожина, которого СМИ называют «поваром Путина». Структуры Пригожина оказывали кейтеринговые услуги Кремлю. Они же получали многомиллиардные подряды Минобороны и занимались поставкой питания в московские школы.
  • L’Obs нашел имя директора Lobaye Invest – Евгений Ходотов. Если верить базе СПАРК, его полный тезка был генеральным директором в двух петербургских ООО, зарегистрированных на Обводном канале, – «Арго» и «М-Финанс». Вторая компания по профилю деятельности связана с добычей драгоценных камней. Евгений Гаррьевич Ходотов еще вчера вечером упоминался на сайте санкт-петербургской региональной общественной организации «Лига ветеранов по борьбе с организованной преступностью». Сейчас фамилия Ходотова с сайта удалена. Вице-Президент «Лиги» Татьяна Терехина отказалась сообщить The Bell какую-либо информацию о Ходотове.
  • Издание Africa Intelligence в начале августа напрямую связало (платный материал) Lobaye Invest с фирмой «М Инвест», указывая, что первая компания — «дочка» второй. Об «М Инвест» и ее косвенных, но многочисленных связях со структурами Пригожина The Bell писал в начале июня. В ноябре прошлого года эта никому не известная компания в присутствии премьера Дмитрия Медведева и президента Судана Омара Башира подписала соглашение о получении в концессию нескольких участков для разведки и добычи золота в этой стране. В Судан, уже много лет охваченный гражданской войной, как писали СМИ и подтверждали источники The Bell, отправились и бойцы российских частных военных компаний – в том числе ЧВК Вагнера, которую также связывают с Пригожиным.
  • По данным журналиста «Фонтанки» Дениса Короткова, который одним из первых начал писать о ЧВК Вагнера, Ходотов работал в петербургском региональном управлении по борьбе с организованной преступностью (РУБОП, структура МВД, существовавшая до 2008 года). «Он также работал и в главном управлении МВД России по Северо-западному федеральному округу. В службе безопасности Пригожина много сотрудников именно из этого подразделения», — говорит журналист. Он напоминает, что возглавляет службу безопасности петербургского бизнесмена Евгений Гуляев, бывший глава ГУ МВД по СЗФО.
  • По территории ЦАР россияне передвигаются на зафрахтованном Lobaye Invest самолете Cessna 182 с российским регистрационным номером, писали африканские СМИ. В апреле местные жители заблокировали его в городе Кага-Бандоро, на борту были гражданские инструкторы из России. По данным The Insider, этот самолет был арендован у Невского аэроклуба и с начала 2018 года совершил несколько перелетов по территории ЦАР. В феврале Cessna побывала в административных центрах Бирао, Алиндао, Бриа и Кабо, каждый из которых богат полезными ископаемыми и контролируется той или иной оппозиционной группировкой.

Переговоры на высшем уровне

  • Активные переговоры с правительством ЦАР Россия начала прошлой осенью. 7 октября 2017 года, в день рождения Владимира Путина, избранный за год до этого президентом ЦАР Фостен-Арканж Туадера был в России. Удалось ли ему лично поздравить президента – неизвестно, но как минимум он провел переговоры с главой МИД Сергеем Лавровым. Краткий итог: «обоюдный настрой на наращивание практического взаимодействия», объявил МИД, перечислив сразу несколько сфер сотрудничества – от политики и торговли до потенциального партнерства в разработке минеральных запасов и поставок в ЦАР оборудования, сельхозтехники и энергетики.
  • В марте МИД России еще в марте официально сообщил, что для «укрепления национальных силовых структур в ЦАР» Россия направила в эту страну 5 военных и 170 гражданских инструкторов, а также партию стрелкового оружия – все это по просьбе Туадеры и с согласия комитета Совета безопасности ООН. В этом же сообщении говорилось, что в 2018 году на территории ЦАР «началась реализация поисковых горнорудных концессий». Развитие этих проектов должно способствовать стабилизации экономической ситуации в ЦАР и стать основой для привлечения в страну новых инвестиций, сообщал МИД.
  • В следующий раз Туадера прибыл в Россию уже в июне 2018 года, став одним из немногочисленных гостей Санкт-Петербургского экономического форума из числа глав иностранных государств. Здесь у него состоялась полноценная встреча с Путиным. «У нас очень большие ожидания относительно возможных предстоящих обменов и в экономике, и в гуманитарной сфере. Рассмотрим, как нам укрепить наше сотрудничество», — заявил тогда Туадера. Тогда же он сообщил, что «недавно в рамках такого партнерства с востока на запад по очень трудному маршруту прошел российский конвой», который должен был по дороге установить мобильные больницы для местного населения.
  • Конфликт в ЦАР длится с 2003 года; последняя его фаза началась в 2013 году, когда группировка «Селека» свергла правительство. Сейчас официальными властями полностью контролируется лишь небольшая часть территории страны вокруг столицы. Разрешить конфликт должна была миротворческая миссия ООН, около 2 тыс. бойцов в АР направила Франция, 6 тыс. – Африканский союз. Но вот уже несколько месяцев западные СМИ пишут о том, что инициативу в регионе перехватила Россия.

Антон Баев