У бизнеса заберут 500 млрд рублей на майский указ Путина
Повышенный НДС заработает только с 1 января 2019 года, деньги от повышения пенсионного возраста появятся и того позже — но майский указ Владимира Путина требует денег уже сейчас. Кто его оплатит? Конечно, бизнес. Для этого даже не нужно вводить никакие новые налоги, решил помощник президента Андрей Белоусов — он предлагает просто изъять у металлургических и химических компаний «сверхдоходы» более чем на 500 млрд рублей, полученные благодаря высоким ценам.
- Взыскать с металлургов и химиков в бюджет дополнительные 513,7 млрд рублей Белоусов предложил в письме Владимиру Путину, с которым ознакомился РБК. Это почти столько же, сколько государству принесет грядущее повышение НДС с 18% до 20% (600 млрд рублей). Путин поставил резолюцию «согласен», пишет РБК (его пресс-секретарь Дмитрий Песков, правда, это не подтверждает). Цель изъятия — финансирование реализации майского указа Владимира Путина, прямо говорится в письме. Сканы письма опубликовал телеграм-канал «Незыгарь», федеральный чиновник подтвердил The Bell его подлинность.
- Сверходходами Белоусов в письме называет прибыль за 2017 год, «образовавшуюся благодаря рыночной конъюнктуре и независящую от действий руководства компаний». Речь, скорее всего о росте мировых цен (металлы, например, по данным Bloomberg, в 2017 году подорожали на 20,8%), а не о выгодной для экспортеров девальвации рубля (за 2017 год он укрепился на 6,5%).
- Всего в письме перечисляется 14 компаний — это все крупнейшие металлургические и угольные компании, кроме санкционного «Русала», и химические «Сибур», «Фосагро», «Уралкалий» и «Акрон». Изъять у них предлагается от 5,49 млрд рублей (Evraz) до 114,2 млрд рублей («Норникель» — это 90% чистой прибыли компании за 2017 год). Белоусов напоминает, что в 2016 году правительство уже изымало сверхприбыли у нефтяников, а металлурги и химики платят меньше налогов — в среднем 7% против 28% в нефтяной отрасли.
- Сложившаяся налоговая система не создает условий для дополнительных изъятий сверхдоходов, справедливо отмечает Белоусов. Поэтому Минфину предложено разработать механизм такого изъятия.
Что мне с этого?
Идея звучит, мягко говоря, нерыночно, а предложение разработать механизм изъятия у бизнеса прибыли, которую правительство сочтет излишней, — пугающе. Белоусов упоминает 2016 год — но тогда сверхприбыли у нефтяников изымали для покрытия огромных дыр в бюджете при нефти ниже $30, а не для выполнения предвыборных обещаний о развитии образования, здравоохранения и инфраструктуры при нефти по $70. Если предложение будет одобрено, владельцам акций металлургических (почти все они — публичные) и химических компаний надо готовиться к снижению дивидендов. Для всего остального бизнеса это будет сигналом — государство собирается управлять экономикой с помощью нерыночных методов. А об обещании вице-премьера Антона Силуанова не менять налоги в течение 6 лет можно будет забыть — зачем менять налоги, если можно «изъять сверхприбыли» просто так.
Петр Мироненко