Дата
Автор
Елизавета Потапова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Беседы, показатели, самоцензура. Чего боятся ученые в России


В библиографической базе данных Google Scholar почти у трети статей об академических свободах в названии есть слово «угроза». В новостях то и дело всплывают истории о посягательствах на академические свободы в мире: и продолжение атаки на турецких ученых, и постепенное выдавливание из Венгрии Центрально-Европейского университета, и лишение лицензии Европейского университета в Санкт-Петербурге и отзыв аккредитации у Шанинки (МВШСЭН) в Москве. Во всех этих случаях мы чаще говорим о вызовах академии как таковой. Но как это затрагивает конкретных ученых и их персональные академические свободы?

Как измерить академическую свободу?

Традиционное понимание академических свобод – это свобода преподавания и научных исследований. Попытку сравнить эти свободы в разных странах предприняли, например, создатели индекса демократии V-dem, где есть показатель «Свобода академического и культурного самовыражения». График показывает, что в 1990-е годы дела с этим показателем обстояли значительно лучше, чем сейчас (рейтинг на уровне 3 – это «незначительные вмешательства, не отражающиеся на общем климате свободы самовыражения»).

Интервью, которые я проводила с российскими учеными, подтверждают эти данные: в 1990-е годы государству было не до академии, что означало почти неограниченную свободу в выборе тем, направлений и методик работы – правда, практически без финансирования. Ощущению свободы способствовало и открытие многих советских архивов, часть которых, впрочем, потом снова закрыли. Падение рейтинга в последние годы, в свою очередь, означает резкое ухудшение климата внутри российской академии. Но одинаково ли ощущают его представители различных дисциплин, университетов и регионов? Кажется, единства здесь нет.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.