Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Еще не время прибылей: как преемник Каланика убеждает инвесторов принять участие в IPO Uber

Экс-гендиректор туристического сервиса Expedia Дара Хосровшахи возглавил Uber ровно год назад. Первой его задачей было очистить репутацию компании от скандалов после Трэвиса Каланика и показать клиентам и регуляторам новый, более ответственный Uber. С этим он вроде бы справился, заслужив немного обидное прозвище "Chief Apology Officer" ("главный извиняющийся директор"). Теперь у Хосровшахи задача не проще — убедить инвесторов в необходимости новых вложений в убыточную компанию, которую многие считают самой переоцененной в мире: ведь Uber готовит IPO, которое станет одним из крупнейших в истории технологического сектора. В интервью FT (платный материал) Хосровшахи рассказывает, на что будет просить деньги, — и это агрессивные инвестиции в новые рынки.

Чистка почти закончена

  • Хосровшахи возглавил Uber в августе прошлого года. Бывший СЕО туристического онлайн-сервиса Expedia и финансовый директор корпорации InterActiveCorp (в том числе владеет Tinder и Vimeo) должен был успокоить компанию после нескольких лет скандалов под руководством Трэвиса Каланика.
  • Первое время казалось, что основная фукнция Хосровшахи — извинения: перед сотрудниками, клиентами, лондонскими чиновниками и родственниками пешехода, сбитого беспилотником Uber. Новый CEO начал восстанавливать ставшую «токсичной» при Каланике корпоративную культуру (только своим бывшим и нынешним сотрудникам компания выплачивает более $10 млн компенсаций) и улаживать многочисленные претензии со стороны американских регуляторов и надзорных органов.
  • Но Хосровшахи, оказывается, успевал заниматься и операционной деятельностью — он повысил финансовую дисциплину и снизил убытки, уведя компанию с рынков Юго-восточной Азии, где она очевидно проиграла конкурентам, и в то же время восстановил лицензию на работу компании в Лондоне. Новый CEO также успешно завершил новый раунд привлечения инвестиций от консорциума во главе с японским Softbank на $1,3 млрд. Оценка Uber после последней сделки, правда, снизилась с $68 млрд до $48 млрд — но это, пожалуй, было неизбежно. «Теперь Хосровшахи, как и любой другой СЕО, может сфокусироваться на стратегии и развитии. Большую часть очистительных работ он сделал», — делает вывод Билл Гарли, глава одного из крупнейших инвесторов Uber — венчурного фонда Benchmark.

Вкладываться во все

  • Выручка Uber растет: с первого квартала 2017 года по второй квартал 2018 года она увеличилась с $7 млрд до $12 млрд. Тем не менее, чистый убыток компании в 2017 году составил $4,4 млрд, а Хосровшахи убеждает инвесторов вкладывать еще больше. Он уверен, что в долгосрочной перспективе максимальная прибыль возможна только за счет инвестиций сразу во все транспортные направления — в конце концов компания будет владеть сразу несколькими многомиллиардными бизнесами.
  • «Один из основных принципов инноваций и рискованных ставок — стремление избавляться от того, что не работает. Однако в этой отрасли все меняется так быстро, что нужно рассматривать любые варианты», — считает Хосровшахи. Компания давно перестала быть просто агрегатором такси. Среди ее сервисов (уже созданных или планируемых) — аренда автомобилей и электроскутеров, услуги для грузоперевозок и доставка еды, общественный транспорт, проекты автономного автомобиля и летающего такси.
  • Хосровшахи продолжает работать по плану Каланика — развивать перевозку не только людей, но и вещей. Дочерний сервис доставки еды Uber Eats (это был любимый проект Каланика) растет на 200% в годовом исчислении и, как ожидается, в конце 2018 года выйдет на годовую прибыль в $6 млрд. Хосровшахи надеется, что счастливую судьбу Eats повторит и сервис для грузоперевозок Uber Freight, который в следующие 12 месяцев должен заработать $500 млн выручки.
  • Одним из главных направлений продолжает оставаться рынок беспилотных автомобилей. В этом году беспилотник Uber во время уличных тестов сбил женщину — это был первый случай гибели пешехода под колесами беспилотного автомобиля(подробно об этой истории — здесь). В итоге Uber был вынужден приостановить испытания, но Хосровшахи не собирается сдаваться, даже если у критиков есть сомнения.
  • «Я думаю, что между прибыльностью и ростом Uber, особенно в статусе публичной компании, должен быть достигнут настоящий компромисс, особенно как публичной компании. В этот рынок было вложено огромное количество денег, и они вернутся через некоторое время», — настаивает Хосровшахи в интервью FT. Как отмечает FT, ключевая фраза здесь — «через некоторое время».

Артем Губенко