Дата
Автор
Михаил Пожарский
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Свежая кровь российской автократии. В чем настоящее предназначение 282-й статьи


Российские уголовные дела за лайки и репосты уже обсуждают на американском форуме Reddit. Не исключено, что это станет новой визитной карточкой России – «страна, где вас могут посадить за лайк». Марию Мотузную из Барнаула нынче судят практически в прямом эфире – за оскорбительные мемы на ее странице «Вконтакте». Это самый громкий, но отнюдь не первый случай: на протяжении уже нескольких лет российские суды выносят приговоры за лайки и репост «экстремистских материалов». Из любителей обсуждать политику в интернете следствие лепит не только отдельных «экстремистов», но и целые «экстремистские сообщества». Самый обсуждаемый пример, конечно же, – дело «Нового величия», родившееся из разговоров в телеграм-чате и совместных посиделок в «Макдоналдсе».

Пробуждение гуманизма

Юридическая основа всех этих процессов – федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», принятый Госдумой в августе 2002 года. 282-я статья Уголовного кодекса, наказывающая за «возбуждение ненависти, либо вражды», была первой. За ней последовали статьи о «призывах к экстремизму» (280, 280.1), о создании «экстремистских организаций» (282.1, 282.2) и о «финансировании экстремизма» (282.3). В совокупности это готовый набор юридических инструментов, позволяющий при желании посадить кого угодно и запретить любую организацию.

У 282-й статьи, как ни странно, всегда было множество защитников. Нынешние оппозиционеры (например, Геннадий Гудков) в 2002-ом голосовали за пресловутый федеральный закон. Представители партии «Яблоко» писали пламенные тексты о том, почему нам нужна 282-я статья. Но сегодня, когда сажать стали уже за репосты, начался складываться консенсус, что это все-таки чересчур. К общему хору примкнули и лоялисты: Маргарита Симоньян выступила в поддержку обвиняемых по делу «Нового величия», а представители придворного IT-бизнеса из Mail.ru Group робко предлагают поменьше сажать за репосты. И даже церковь, некогда пролоббировавшая статью об оскорблении чувств верующих (148-я), не сильно отличающуюся от 282-ой, теперь призывает применять ее на практике пореже.

Едва ли дело тут в проснувшемся гуманизме. Должно быть какое-то другое объяснение. И на первый взгляд кажется, ответ лежит на поверхности: интересы верховной власти разошлись тут с тем, что творят держиморды на местах. Разница во взглядах действительно есть. Весь комплекс антиэкстремистского законодательства когда-то принимался, в том числе, для того, чтобы давить и запугивать оппозицию. Но это – задача администрации президента, а у оперов и следователей на местах задачи иные, и крутятся они вокруг трех П: план, повышение, премия.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.