Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Он идиот. Мы в дурдоме». Лучшие отрывки из книги о Трампе, посеявшей панику в Белом Доме

11 сентября в продажу в США поступит книга легендарного журналиста The Washington Post Боба Вудворда «Страх. Трамп в Белом доме». Отрывков из книги журналиста, получившего Пулитцеровскую премию за свою роль в Уотергейтском скандале, хватило, чтобы посеять в администрации Дональда Трампа настоящую панику.

Детали

  • По словам журналиста, книга основана на сотнях часов интервью, записях совещаний и официальных документах. Название книги «Страх» (Fear) взято из высказывания Трампа во время интервью с Вудвордом в 2016 году: «Настоящая власть <...> — это страх».
  • Судя по тому, что описывает WP, в ближайшие дни администрация Трампа будет целиком занята борьбой с неприятными последствиями готовящейся публикации. Через несколько часов после того, как издание опубликовало первые отрывки из книги, высокопоставленные чиновники Белого дома, включая главу Минобороны Джеймса Мэттиса, начали выступать с публичными опровержениями, а сам Трамп взялся за твиттер.

https://twitter.com/realDonaldTrump/status/1037173907625832448

  • Трамп разговаривать с Вудвордом для книги не стал. Как подчеркивает газета, журналист несколько раз безуспешно пытался договориться об интервью с президентом, но тот подтвердил свою готовность пообщаться только в начале августа, когда книга уже была закончена. В разговоре (послушать его аудиозапись можно здесь) Трамп предположил, что это будет «плохая книга».
  • Одна из главных тем книги — «скрытые махинации», с помощью которых приближенные Трампа пытаются контролировать его импульсивное поведение и «предотвратить катастрофу как для самого президента, так и для страны, которую он возглавляет». Вудворд рассказывает, как Трамп издевается над собственными сотрудниками и «порой демонстрирует полное непонимание работы правительства» — и не желает в эти механизмы вникать. Журналист описывает, как высокопоставленные советники забирают официальные документы со стола Трампа, чтобы он не мог их увидеть или подписать.
  • Еще одна ключевая тема — «гнев и паранойя» президента из-за расследования предполагаемого сговора с Россией. Новости о расследовании периодически на несколько дней парализуют администрацию, пишет Вудворд. Узнав о назначении Роберта Мюллера в мае 2017 года, Трамп ворчал: «Все пытаются меня достать».

The Bell собрал самые интересные моменты из опубликованных отрывков:

«Как пятиклассник»

На январском (после инаугурации в 2017 году) заседании Совета национальной безопасности Трамп равнодушно отнесся к обсуждению масштабного американского присутствия на Корейском полуострове и операциям разведки, позволяющим обнаруживать запущенные из КНДР ракеты в течение всего семи секунд. Президент поинтересовался, зачем власти в принципе тратят ресурсы на этот регион. «Мы делаем это, чтобы избежать Третьей мировой войны», — ответил ему министр обороны Джеймс Мэттис. После собрания Мэттис был очень раздражен и говорил близким помощникам, что президент вел себя и понимал ситуацию как пятиклассник.

Как говорится в книге, многие высокопоставленные советники неоднократно были разочарованы Трампом и считали его перспективы сомнительными. «Министры обороны не всегда выбирают президента, на которого они работают», — говорил Мэттис своим друзьям. Более того, Трамп постоянно издевался над собственными сотрудниками и порой демонстрировал «полное непонимание работы правительства» — и не желает в эти механизмы вникать.

Действующий глава аппарата Белого дома Джон Келли регулярно выходил из себя. «Он идиот. Его бесполезно в чем-либо убеждать. Он сошел с рельс. Мы в дурдоме. Я даже не знаю, зачем кто-то из нас здесь находится. Это худшая работа, которая у меня когда-либо была», — говорил Келли на одном совещании.

Предшественник Келли Райнс Прибус (возглавлял аппарат Трампа до июля 2017 года) мучился, что не может остановить Трампа от «разжигания хаоса». Как пишет Вудворд, Прибус называл президентскую спальню «мастерской дьявола» — в ней Трамп смотрел новости и писал твиты, — а раннее утро и вечера воскресенья, когда Трамп твитил особенно много, — «колдовским часом» (witching hour, отсылка к одному из самых любимых ответов Трампа на обвинения в свой адрес «witch hunt» — «охота на ведьм»).

Глупый южанин и продавец пива

Впрочем, с начальниками своего аппарата президент особо не считался. Однажды он проинструктировал тогдашнего секретаря Белого дома Роберта Портера (ушел в отставку зимой после обвинения в домашнем насилии со стороны двух его бывших жен) игнорировать Прибуса и назвал его «маленькой крысой, которая просто снует вокруг». В окружении Трампа в принципе мало кто был защищен от оскорблений. Президент часто со спины передразнивал своего советника по нацбезопасности Герберта Макмастера (впоследствии был уволен) и однажды сказал, что Макмастер надевает дешевые костюмы и выглядит как «продавец пива». Министру торговли Уилбуру Россу Трамп сказал прямо: «Я тебе не доверяю. Я не хочу, чтобы ты вел какие-либо переговоры. Ты прошел свой расцвет».

Почти постоянным объектом президентских издевательств был генпрокурор Джефф Сешнс. В частности, Трамп говорил Портеру, что Сешнс стал «предателем», когда взял самоотвод в расследовании российского вмешательстве в выборы. Имитируя акцент Сешнса, Трамп добавил: «Этот парень умственно отсталый. Он глупый южанин». Досталось, конечно, и Джону Маккейну — однажды на обеде с Мэттисом Трамп описал его как труса, ошибочно предположив, что Маккейн раньше других освободился из плена во Вьетнаме благодаря высокому военному положению своего отца. Мэттис отметил, что ситуация была обратной, и Маккейн провел в плену пять лет. «О, окей», — ответил Трамп.

Воровство писем

Удержать Трампа от гнева и вызывающего поведения было невозможно, поэтому чиновники научились действовать осмотрительно. Вудворд описывает «альянс» традиционалистов из команды Трампа, включая Мэттиса и советника по экономике Гэри Кона (экс-президент Goldman Sachs, ушел в марте после решения Трампа ввести пошлины на сталь и алюминий), которые договорились срывать «опасные», по их мнению, действия президента.

Например, когда Трамп планировал официально разорвать торговое соглашение США с Южной Кореей, Кон украл письмо об этом с рабочего стола Трампа. Позднее финансист рассказывал своему помощнику, что забрал письмо для защиты национальной безопасности, а Трамп не заметил его отсутствия. Так же Кон поступил с меморандумом о выходе США из североамериканского торгового соглашения NAFTA.

Внешняя политика

Вудворд рассказывает о переживаниях чиновников о том, какие решения Трамп может принять по Северной Корее. Через месяц после вступления в должность президент попросил у генерала Джозефа Данфорда план превентивного ракетного удара по КНДР, что «ошеломило» ветерана боевых действий.

Осенью 2017 года, когда Трамп назвал Ким Чен Ына «маленьким человеком-ракетой», советники переживали, что эти действия могут спровоцировать Кима. Тем не менее, Трамп сказал секретарю Белого дома Портеру, что воспринимает ситуацию как «противостояние воли»: «Это лидер против лидера. Мужчина против мужчины. Я против Кима».

В книге рассказывается о нетерпеливом отношении Трампа к войне в Афганистане. На одном из собраний совета по национальной безопасности в 2017 году Трамп 25 минут отчитывал генералов, жалуясь, что США в Афганистане теряют слишком много: «Солдаты на земле могли бы сделать гораздо больше, чем вы. Я не понимаю, какого черта мы делаем? Сколько еще смертей? Сколько еще потерянных конечностей? Сколько мы еще там будем находиться?»

В апреле 2017 года США нанесли ракетный удар по Сирии после сообщений о применении химического оружия в провинции Идлиб. «Давай просто убьем его [Башара Асада]! Давай, давай прикончим их всех», — говорил Трамп Мэттису по телефону после атаки. Министр обороны, пытаясь успокоить президента, высказал поддержку этой идее, но сообщил своему помощнику, что не рассматривает такие действия: «Мы ничего такого делать не будем».

Советники и родственники

Членов семьи Трампа, работающих в Белом доме, — старшую дочь Иванку и зятя Джареда Кушнера — иногда представляют ключевыми советниками президента, но на деле они «второстепенные игроки», утверждается в книге. Вудворд упоминает конфликт Иванки Трамп с тогдашним главным стратегом президента Стивеном Бэнноном (ушел в отставку в августе 2017 года). «Ты чертов рядовой сотрудник! Ты ходишь тут и ведешь себя так как будто ты главная, но это не так. Ты сотрудник!», — кричал Бэннон. Обладающая прямым доступом к президенту Иванка Трамп парировала: «Я не просто сотрудник! И никогда им не буду. Я первая дочь».

Подобная напряженность была среди многих ключевых советников Трампа. Прибус называл их «настоящими хищниками».

Спецпрокурор Мюллер и «чертов болван»

Одной из главных помех президент считает расследование Роберта Мюллера. Вудворд описывает эпизод, когда президент Египта спросил у Трампа: «Дональд, я беспокоюсь об этом расследовании. Ты останешься на месте?». «Это был удар ниже пояса», — сказал Трамп своему адвокату Джону Дауду, возглавлявшему команду юристов, которая занималась расследованием Мюллера.

В книге рассказывается о регулярных спорах Трампа с юристами о том, стоит ли ему давать устные показания Мюллеру. Трамп был уверен, что справится с вопросами Мюллера, и опасался негативной общественной реакции на свой отказ дать показания. Дауд настаивал на отказе.

В начале марта Дауд и еще один юрист президента Джей Секулоу встретились с Мюллером и его представителем. Дауд объяснил спецпрокурору, почему пытается удержать президента от устных показаний. «Я не собираюсь сидеть и позволять ему выглядеть идиотом. Вы опубликуете стенограмму, а за границей будут говорить: "Мы же говорили, что он идиот. Мы же сказали, что он чертов болван. Зачем мы ведем с ним дела?"» «Джон, я понимаю», — ответил Мюллер.

Через несколько дней после этой встречи Дауд сказал Трампу: «Не давайте показаний. Либо так, либо оранжевый комбинезон [имеется в виду американская оранжевая тюремная роба]». Трамп с этим не согласился: «Я буду очень хорошим свидетелем».

«Вы не хороший свидетель. Господин президент, я боюсь, что не могу вам помочь», — ответил Дауд. На следующее утро он ушел в отставку. Роберт Мюллер в итоге согласился принять показания Трампа письменно.

Артем Губенко