Дата
Автор
Валентина Анкудинова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Судя по явке, томичи выбирали не мэра, а руководителя микрорайона»

«Нарушений, которые повлияли бы на результаты выборы, мы не заметили. Если и были, то они больше технического плана. Результаты не радуют, конечно. Явка очень маленькая в городе. Хотя муниципальная власть из самых близких властей к народу. У населения апатия. Это видно на встречах, которые мы проводили. У людей нет доверия, они считают, что абсолютно бессмысленно ходить на выборы. Но недоверие не рождается на пустом месте. Некоторые вопросы можно было бы решить гораздо быстрее, чем они решаются на самом деле. Когда людям обещают, обещают, а ничего не меняется, то у населения возникают вполне определенные резонные вопросы».

«Явка, как и ожидалась, с такой предвыборной кампанией, которую как бы организовывали. Ничего удивительно не вижу. 20% максимум будет. За что боролись, на то и напоролись. Сейчас задача такая. Непросто так же отменяли порог явки, графу "против всех". Чтобы сбить лишний накал. Никому же не нужны наши выборы, которые были в 90-ые годы. Может быть, где-то была и чернуха, но было много диалогов, дебатов и прочего. Сейчас это не надо. Выборы нужно затушить. Придет даже сто человек, выборы уже состоятся и можно честно смотреть в глаза людям».

Галина Немцева, кандидат от «Справедливой России»:

«Явка очень низкая, и это очень плохо для выборов мэра, да и в принципе для выборов. Как обычно, были мелкие нарушения — списки избирателей были неправильно, например, прошиты. Где-то, например, списки были скреплены, стояла печать, но не было подписи или даты. Но нарушений, которые могли повлиять на ход выборов, мы не зафиксировали. Как обычно, низкая явка дает возможность мобилизации для партии власти, поэтому при низкой явке всегда побеждает кандидат, которого выдвинула партия власти. Сюрпризов не будет. В очередной раз в Томске победу одержал действующий мэр. Это очевидно, так как уже обработано больше половины бюллетеней. В очередной раз победу одержала картошка, погода, нежелание избирателей по тем или иным причинам прийти на участок и выразить свое мнение, которое можно выразить по-разному. Испорченным бюллетенем, например. Но в очередной раз мы увидели сценарий, который продолжается уже несколько лет подряд. Я участвовала в выборах мэра в 2009 году. Тогда ситуация была совершенно другой. Во-первых, был порог явки. Во-вторых, кандидату-победителю нужно было набрать 50% голосов + 1, иначе он выходил во второй тур. Тогда была интрига, да и ситуация в стране была другой. Чувствовался пульс выборов, были дебаты, была борьба. В 2013 году явка тоже была низкой. А сейчас уже и порог отменен, и второго тура нет. Есть какая-то обреченность. От многих я слышала: "Я не пойду, не буду принимать участия в выборах, потому что и так все решено". Эти настроения все ярче, что плачевно для избирательной системы, и для Томска, в частности. Потому что Томск — один из немногих городов, в которых сохранились прямые выборы мэра. А такая явка может привести к тому, что на законодательном уровне будет введена процедура назначения. В любом случае, мне хотелось бы поблагодарить тех, кто проявил сознательность, отдал свой гражданский долг. Огромное им спасибо. Спасибо тем, кто поддерживал меня, голосовал за меня».