Original Material
Российский офшор для санкционных компаний создали на несуществующем острове
Указом Владимира Путина летом в России были созданы два специальных административных района (САР) — офшорные зоны для попавших под западные санкции компаний на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининграде. Кипрская «дочка» En+ Олега Дерипаски уже заявила, что перерегистрируется в САР, однако у нее, как и других компаний, могут возникнуть проблемы: острова Октябрьский в Калининграде не существует.
Детали
- Проект САР — «эксперимент с массой проблем при реализации», жаловался в пятницу замминистра финансов Илья Трунин: «Чтоб было понятно, я сегодня с утра встречался с калининградскими коллегами. У них проблема <...> базового уровня. В Калининградской области нет острова Октябрьский, как выяснилось. Географического объекта такого нет, не существует».
- Остров Октябрьский — историческая часть Московского района Калининграда, которая формально отдельного названия не имеет, пояснил бывший вице-премьер Калининградской области Александр Шендерюк-Жидков.
- Теперь определить фактические границы района необходимо местными законодательными актами: юридически остров «будет обособлен» к моменту фактической регистрации первых резидентов, заверил «Ведомости» представитель Минэкономразвития. Вопрос об официальном присвоении острову исторически сложившегося наименования «Остров Октябрьский» уже вынесен на заседание городского совета 12 сентября, добавляет издание.
- Властям предстоит решить еще «массу технических вопросов» — в частности, как ставить компании на учет после перехода в новую юрисдикцию и как «в целом» должна функционировать эта система, подчеркнул Трунин.
Контекст
- О создании в России САР власти заговорили в этом году на фоне появления «кремлевского доклада» и введения апрельских санкций США, которые особенно сильно затронули активы Олега Дерипаски. Законопроект об офшорах был принят в конце июля и вступил в силу 6 августа.
- Фактически САР создавались специально для попавших под санкции зарубежных структур российских компаний вроде En+, писал «Коммерсант». В офшоре могут зарегистрироваться только существовавшие до 2018 года иностранные юрлица, которые в течение полугода после регистрации обязаны инвестировать в этих регионах как минимум 50 млн рублей. Таким образом, САР открыты только для крупных холдингов.
- Возможность регистрации в офшоре помимо En+ допускал и UC Rusal. Подробно о том, как (в теории) будут работать эти зоны, можно прочитать здесь.
Артем Губенко