Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Паники нет»: кого Кремль накажет за плохие для власти результаты выборов

Владимир Путин. Фото с сайта Кремля

На губернаторских выборах власть показала худший результат с момента их возвращения в 2012 году, на выборах в региональные парламенты — худшие итоги за 11 лет. В Кремле, как пишет газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники, считают, что причина поражений — в пенсионной реформе и серьезных ошибках при подготовке выборов. За допущенные просчеты понесут ответственность те, кто отвечал за выборы в «Единой России», и кураторы внутренней политики в регионах. Кроме того, в Кремле ждут отставки главы Хакасии Виктора Зимина.

Худшие результаты за долгие годы

  • Худший результат за 6 лет. На губернаторских выборах кандидаты Кремля не смогли победить в первом туре в Приморском и Хабаровском краях, Хакасии и во Владимирской области. При этом в Хабаровском крае и Хакасии действующие главы регионов пропустили вперед кандидатов от оппозиции. Владимир Путин назвал второй тур на губернаторских выборах «нормальным явлением, нормальным делом». Однако с момента возвращения губернаторских выборов в 2012 году кандидат Кремля лишь однажды не смог победить на них в первом туре — в 2015 году, когда глава Иркутской области Сергей Ерощенко вышел во второй тур с кандидатом от компартии Сергеем Левченко и проиграл ему, напоминает Reuters.
  • Худший результат за 11 лет. Несмотря на то, что по итогам всех голосований в региональные парламенты «Единая Россия» получила 472 мандата из 788 (из них 268 – по одномандатным округам), в трех регионах единороссы впервые с 2007 года проиграли голосование по партспискам на парламентских выборах. В Ульяновской области КПРФ получила 36,2% голосов против 34% у единороссов, в Иркутской – 33,9% против 27,8%, в Хакасии – 31% против 25,5%.

Реакция Кремля

Цитата: «В целом в администрации нет панических настроений», — говорит собеседник «Ведомостей», близкий к администрации президента. Все плохие для власти результаты прогнозировались, уверяют два собеседника газеты. По их словам, это обсуждалось на совещании у первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко в субботу. Неожиданностью стал только второй тур в Приморье.

Что Кремль ждет от вторых туров?

  • По словам одного из собеседников издания, в администрации верят, что врио главы Приморья Андрей Тарасенко, заметно опередивший коммуниста Андрея Ищенко в первом туре (46,6% голосов против 24,6%), непременно победит во втором.
  • В победе губернатора Владимирской области Светланы Орловой (получила 36,5% против 31,3% у Владимира Сипягина из ЛДПР) такой уверенности, но ее не меняют, чтобы не идти на поводу у местных элит, который давили на Орлову 5 лет.
  • От главы Хакасии Виктора Зимина (36,1% против 43,5% у коммуниста Валентина Коновалова) в Кремле ждут лишь одного— увольнения до второго тура. «Там введено внешнее финансовое управление, нет денег на зарплаты бюджетникам… Пусть там будет кто угодно, лишь бы не он»,— говорит собеседник «Ведомостей».
  • По губернатору Вячеславу Шпорту (получил 35,6% против 35,8% у кандидата от ЛДПР Сергея Фургала) источники газеты в Кремле внятного прогноза не дают, оговариваясь лишь, что администрация президента не хочет видеть Фургала губернатором; есть вопросы к нему и у силовиков.

Причины неудач.

  • Пенсионная реформа оказала очень сильное влияние, признает собеседник, близкий к администрации президента.
  • При подготовке к выборам были допущены серьезные ошибки, говорит еще один близкий к Кремлю человек. В частности, недостаточно серьезно подошли к комплектованию предвыборных команд политтехнологов, поскольку у всех кандидатов власти на губернаторских выборах нигде не было серьезных соперников. Кроме того, переоценили влияние выступления Путина по пенсиям.

Накажут ли ответственных? Ответственным за кампанию в администрации президента ничего не грозит, пишут «Ведомости». Отставки и переводы ждут тех, кто отвечал за выборы в «Единой России», а также кураторов внутренней политики в регионах.

Мнение экспертов

Руководитель фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский:

  • Напряженность избирательной кампании была сильнее, чем в предыдущие годы. Это связано с пенсионной реформой, социально-экономическими факторами и рядом раздражителей, вроде цен на бензин. Повышенная протестность охватывает дальний восток и Сибирь. Отчасти это связано с тем, что в ходе пенсионной реформы пересматриваются льготы для северных территорий. Это достаточно существенная проблема для данных регионов. Понятное дело, что все это привело к падениям рейтингов «Единой России» в последние месяцы.

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:

  • Очевидно, что результаты власти ниже ожидавшихся ей. Все же стереотипы последних лет о легком выигрыше почти любой кампании вступали в очевидное противоречие с данными федеральной социологии. Но борьба вокруг интерпретации итогов выборов еще впереди. Она наверняка будет немного асимметричной, с неожиданными ходами, набор которых широк — от отмены выборов до новых уступок по пенсионной реформе. Но в ближайшие дни официальный акцент будет делаться на законности выборов, на нежелании довбрасывать для победы ЕР пару процентов в Ульяновске или Иркутске и на том, что факт проведения вторых туров сам по себе о многом говорит

Политолог Глеб Павловский:

  • Для партии власти, если она была бы живым существом, выборы были бы болезненными. Но она — муляж, поэтому не думаю, что можно рассуждать в таких категориях. Что интересно: можно говорить, что результат неожиданный или ожидаемый с равными по количеству аргументами. Но главное то, что пенсионная ситуация, которую Путин так и не разъяснил, все-таки сказалась на результатах. Кроме того, такие результаты вкупе с акциями Навального говорит о том, что наше общество вступила в какую-то новую стадию политизации и расщепилась на три сектора:

  • Официальные партии, думские партии и другие допущенные партии. И в нем позиции «ЕдРа» резко ухудшились. В Иркутске, Хакасии и Ульяновской области активизировались традиционные оппозиционные партии (даже если мы их за оппозицию не считаем) и эти выборы использовали как способ расширить свой коридор влияния. Несомненно, они будут продолжать увеличивать его дальше. Здесь больше всего шансов у коммунистов, которые традиционно воспринимается, как главная оппозиция власти.

  • Сторонники Навального. Они не вступают ни в какие коалиции и не примыкают к «легальным партиям» (что регулярно поощряет сам Алексей). Эта пропасть будет обостряться.
  • Сектор элит. Он пока слаб, так как на поверхность выходить ему пока опасно. Но элита заметна в таких случаях, как выборы мэра Якутска и Москвы. Основным драйвером развития сектора является подготовка к уходу Путина, то есть подготовка инфраструктуры для следующей за ним власти.

Егор Сонин, Владимир Моторин