Куда сходить, куда податься?
Фото: Юлия Корнева 16-ти квартирный дом по адресу улица Первомайская, 153. Признан аварийным в 2017 году. Таких домов только в Ленинском районе 160. Сейчас администрация района подала на жителей в суд. Требование — убрать все самостоятельно смонтированные ими 10-20-30 лет назад сливные трубы, как портящие фасад.
Между тем альтернатива сливу — два туалета на улице, пользоваться которыми невозможно. И не потому что на улице в наших краях иной раз бывает до минус 50. А просто потому, что один туалет сгорел полностью, а другой частично. В любом случае в них, что называется, до ветру не сходишь. А если ходить дома на ведро — непонятно, куда потом его содержимое сливать, ибо официальной сливной ямы у этих многоквартирных домов нет.
С точки зрения администрации данные дома не благоустроены и это факт, с которым просто нужно смирится. Представитель администрации в суде даже заявила, что в доме по улице Первомайская, 153 — печное отопление.
Но по факту: здесь центральное отопление, а остальное — «по потребностям и возможностям» самих жильцов: кто-то провел себе холодную воду, кто-то берет горячую воду из труб отопления.
Валерий Дударь показывает накопившиеся квитанции. Он за коммуналку платит исправно, «так как пенсионер и позволить себе копить долги не может». У него в квартире из удобств только центральное отопление и раковина с холодной водой. Почти 300 рублей в месяц он платит за холодную воду, 200 — за вывоз мусора и 1200 рублей УК «Мой дом» за «содержание и текущий ремонт общего имущества». В отопительный сезон добавляется еще плата за отопление и ГВС (то есть еще и отсутствующая горячая вода). Квартира у него муниципальная. Слив, который сейчас требуют демонтировать — он установил сам.
— У меня сначала был простой слив, потом мне администрация говорит: сделай выгребную яму, — рассказывает Валерий Дударь. — Я сделал выгребную яму, сливаю все туда, откачиваю, нанимал экскаватор, заложил туда баллоны, сделал все как положено. Но администрации и это не нравится.
Говорят, убирай даже раковину. А мыться как? У меня кроме раковины ничего нету.
— Туалета нет, ванны нет, душевой кабины нету. Ничего нету. Живу здесь больше 30 лет. Раньше, когда нас обслуживало ЛПК, тут была чистота и порядок. А сейчас нас обслуживает УК. Раньше мы им платили 600 рублей в месяц, а теперь 1200. А что они такое делают за 1200 рублей в месяц? Ничего. А я плачу. Куда мне деваться, я пенсионер и в долги влазить не могу.
Подали в суд за «самовольную перепланировку» и на Наталью Мамонову.
В исковом заявлении в частности говорится: «Поскольку перепланировка жилого помещения № 10 не была согласована с администрацией Ленинского района города Томска, дворовая помойница для сбора жидких отходов неканализованных домовладений и дворовые уборные не обустроены, то произведенная перепланировка является самовольной».
— Изначально подала заявление в Роспотребнадзор некая госпожа Григорьева, что якобы мы фекалиями все тут топим. Она живет где-то на другой улице, но указала на наши дома. То есть нас сделали крайними, — рассказывает Наталья Мамонова.
Я была в суде, судья спросила у представителя администрации: а как людям жить? Но представитель молчала. Я же сказала, что у нас нет другого выхода, если убирать сливы — ходить на ведро и выносить это все на улицу. Но выгребных ям при этом на улице нет.
Фото: Юлия Корнева — Туалет есть один, но он очень страшный, далеко, а тут наркоманы ходят, поди еще сходи в него вечером. У нас сейчас у каждого своя выгребная яма, мы за ними ухаживаем, откачиваем. Я писала на сайт администрации: что делать? Мне ответили, что собирайтесь с собственниками, обращайтесь в ЖЭУ, они обязаны вам туалет поставить. Но тут половина собственников — это муниципалитет.
«Госпожа Григорьева» пожаловалась на жильцов данного и аналогичных домов расположенных рядом — от лица родителей, расположенного рядом нового детского садика. Но в тот день когда мы были у дома, грязная и дурнопахнущая вода бежала наоборот из под садика к домам. Говорят детский сад посажен на искусственно осушенное озеро, но природу не обманешь.
— У жильцов этих домов были оборудованы выгребные ямы, но содержать их накладно. Ибо там грунтовые воды и только откачаешь воду, яма тут же наполняется. А люди еще даже не попользовались. Вот такая безвыходная ситуация, — рассказывает мастер участка из УК «Мой дом» Андрей Каталов. — Там же на болоте дома стоят. Плюс детский садик на озере построили. Озеро-то осушили, а источники остались.
Фото: Юлия Корнева УК «Мой дом» теперь с приставкой «Ленинского района» создавали в прошлом году специально для обслуживания деревянных аварийных домов. По улице Первомайской таких домов у УК пять. Брать в управление аварийные дома, по словам жилищников, не выгодно. Но тут было больше волевое решение сверху. Ситуацию с туалетами мастер участка описывает как безвыходную. И это в 21 веке.
— Туалеты уличные устанавливаются по городской программе, — рассказывает Андрей Каталов. — В договоре у нас обслуживание туалетов и выгребных ям не прописано. То есть собственники делают это либо за свой счет, либо, если это муниципальная земля, туалеты ставит администрация.
— Там земля, я так понимаю, муниципальная?
— Да, муниципальная. Но практика показывает, что обычно больше двух недель эти туалеты не стоят, их либо сжигают, либо разбирают на мостики, то есть пиломатериал быстро разбирается неустановленными лицами. В этом доме установлена непосредственна форма управления, то есть в отличие от управляющей компании, жильцы управляют своими деньгами на доме сами. Им достаточно от руки написать протокол: просим направить собранные деньги на установку туалета.
— А какие-то деньги на доме накопились?
— Ну там тысяч 13 вроде бы есть. Но поставим туалет, останемся без отопления. Такое тоже может быть. Ибо сейчас нужно готовится к зиме. А еще в этом доме частичное обрушение кровли. Но какой смысл делать кровлю, например, через фонд капитального строительства, если этот аварийный дом идет под расселение.
Фото: Юлия Корнева Глава Ленинского района Вячеслав Черноус подтверждает, два года назад были выделены деньги и построен новый туалет, который вскорости сгорел. А требование привести фасад в соответствие (убрав сливные трубы) — это не их требование, а прокуратуры. Власть в данном случае обязана была отреагировать на жалобу.
Расселить аварийные дома, подлежащие сносу, у мэрии сейчас возможности нет. Многие жильцы ждут расселения годами. При этом в таких домах власть в ремонт и благоустройство денег не вкладывает. Люди пытаются залатать дыры в полу или провести, например, себе воду сами. Чтобы хоть как-то выжить при сложившихся обстоятельствах.
Тропа к туалету «Это нормально, когда те, у кого нет дома централизованного слива, ходят в туалет на улицу» — подытожили сложившуюся ситуацию в администрации Ленинского района. Но жильцы считают, что это сильно устаревшая норма и так жить нельзя.
Сегодня мать троих несовершеннолетних детей, купившая несколько лет назад в этом доме квартиру с небольшим благоустройством в виде раковины и слива, в ожидании выездного заседания суда все демонтировала. Как жить без воды с тремя детьми — ей никто не пояснил.