Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Последний день группы Джемаля: что выяснили расследующие гибель россиян в ЦАР журналисты

После гибели в Центральной Африканской Республике (ЦАР) троих журналистов Центра управления расследованиями (ЦУР) — военного корреспондента Орхана Джемаля, оператора Кирилла Радченко и режиссера-документалиста Александра Расторгуева — в страну для расследования обстоятельств смерти россиян направилась группа из четырех журналистов, в том числе корреспондент «Фонтанки» Юлия Никитина. Во вторник издание опубликовало большой отчет о поездке. Мы собрали самые важные факты из публикации.

Последний день

  • Журналисты проехали по всему маршруту погибшей съемочной группы: от гостиницы в Банги до места убийства. И везде побеседовали с персоналом или местными жителями, многие из собеседников вспомнили погибших россиян. Группе не удалось поговорить с ключевым свидетелем убийства — водителем-переводчиком журналистов по имени Бьенвеню. Он содержится в следственном изоляторе ЦАР.
  • В заметке детально восстановлен день убийства, 30 июля. В этот день журналисты в 12:00 выехали из гостиницы и направились в город Сибю через Дамару — крупный населенный пункт в 70 км от Банги. В Дамару они прибыли в 15:00, а в Сибю въехали в 18:00. Ранее в интервью корреспондент «Фонтанки» говорила, что ехать в Сибю из Банги без остановки — 2 часа. Что в три раза увеличило время, которое журналисты провели в дороге, до конца не понятно.
  • Из Сибю журналисты выехали в 20:00 в полной темноте. Как выглядит выезд из города после 18:00, можно посмотреть на этом видео.

https://www.youtube.com/watch?v=QbI9v1F30LE

  • Группе удалось ознакомиться с записями журнала на блокпосте в Сибю, однако записи о машине погибших журналистов там нет. «Не все солдаты умеют писать, кроме того, из-за сотрудничества России и ЦАР могут и просто так пропустить», — объяснил группе старший по КПП.

Как погибли журналисты

  • Место убийства находится в 23 километрах от Сибю. Дорога за городом неасфальтированная, до места убийства от города ехать 20 минут. В день выезда журналистов ЦУР шел дождь, что замедляло путь минут на 10–15, отмечает «Фонтанка».
  • О том, что произошло потом, журналистам рассказал староста деревни Кпаку. Она находится в двух километрах от места убийства, именно сюда приехал перепуганный Бьенвеню уже в 20:45 (таким образом, с момента остановки машины и до первого выстрела прошло около 10 минут, подчеркивает «Фонтанка»). По словам старосты, водитель пожаловался, что у него кружится голова, и попросил дать время, чтобы прийти в себя. Позднее он рассказал, что между Сибю и Декоа машину остановили неизвестные в «бу-бу» (тюрбаны). Водитель хотел проехать дальше, но остановился по требованию русских. К автомобилю подошли трое мусульман и потребовали, чтобы все вышли из машины.
  • Неизвестные попытались забрать дорогую аппаратуру, завязалась борьба. «Все это время двери машины оставались открытыми, машина была заведенной. Один из стоявших поодаль мусульман направился к Бьенвеню. Водитель запрыгнул в автомобиль и поехал, он услышал стрельбу по машине, затем еще выстрелы», — передает «Фонтанка» пересказ старосты.
  • Как подчеркивает издание, Россия и ЦАР со ссылкой на показания Бьенвеню рассказывали, что нападавшие говорили на арабском, а русские понимали их. Орхан Джемаль и Кирилл Радченко действительно имели представление о базовой арабской лексике, а мусульмане в ЦАР действительно знают арабский, пишет Фонтанка».
  • Издание нарисовало схему места убийства журналистов.

Картинка издания Fontanka.ru

Фиксер Мартин

  • «Фонтанка» также публикует рассказ журналиста РИА ФАН Кирилла Романовского, который связал группу ЦУР с фиксером (так называют проводника журналистов по незнакомой стране) Мартином. По словам Романовского, он познакомился с ним в 2006–2007 годах в Берлине. Из-за акцента и беглого упоминания о корнях Романовский решил, что Мартин родом из Нидерландов. Знакомство произошло в баре, Мартин упоминал о своих связях с ООН (но подчеркивал, что не является сотрудником организации) и рассказывал о своей работе в структурах Красного Креста.
  • После этого Романовский виделся с Мартином в 2008 и 2013 годах, но затем потерял его телефон и ничего не слышал о Мартине до 2018 года. В июне через общего знакомого Романовский передал свой номер Мартину. В июле Мартин связался с журналистом через WhatsApp. Последнее прочитанное сообщение от журналиста датируется 10 июля.

Конечная точка маршрута группы Джемаля

  • Журналистам удалось добраться до Бамбари (именно сюда хотела доехать съемочная группа Джемаля). В город журналисты полетели на самолете Cessna-182T — этот же самолет появлялся в прессе как борт золотодобывающей компании Lobaye Invest, которую связывают с бизнесменом Евгением Пригожиным.
  • Группа выяснила, что белые люди в городе бывали только в рамках гуманитарных миссий. По словам шефа жандармерии, мэра города и местных жителей, любой приехавший сюда белый европеец сразу бы попал в поле зрения властей. Частного лица по имени Мартин в Бамбари не видели, гостиниц в городе нет.

Кто обеспечивает безопасность президента ЦАР?

  • Интерес представляет также личность советника президента ЦАР по безопасности Валерия Захарова, на которого была возложена ответственность за сохранность группы. Как пишет «Фонтанка», в 90-х он работал в отделе наружного наблюдения петербургского ГУВД, в 2000-х — в Северо-Западном управлении таможни. Впоследствии Захаров сотрудничал со службой безопасности структур, работающих в интересах Пригожина.

  • Как писал ранее The Bell, в одной из структур МВД в Петербурге (РУБОП) проходил службу и гендиректор компании Lobaye Invest Евгений Ходотов. Кроме того, в Главном управлении МВД России по Северо-Западному федеральному округу работал начальник службы безопасности Пригожина Евгений Гуляев.

Возможная нехватка денег у группы Джемаля

  • Общий бюджет трехнедельной поездки (без авиабилетов) журналистов составил $32 тысячи, причем опасения по поводу нехватки средств появились уже к концу второй недели. Бюджет журналистов ЦУР составил около $8,5 тысячи на две недели.

Контекст

Организовывало поездку РИА ФАН, которое связывают с бизнесменом Евгением Пригожиным. Его также называют «поваром Путина» и связывают с ЧВК Вагнера — именно о деятельности российских наемников в ЦАР ехали снимать фильм погибшие журналисты. Подробно вспомнить все версии гибели журналистов ЦУР можно здесь, почитать, что они искали в ЦАР, — здесь.

Артем Губенко