Что будет с губернаторами, которые выиграли выборы у кандидатов от власти? Четыре (в основном безрадостных) сценария
23 сентября во вторых турах губернаторских выборов в Хабаровском крае и Владимирской области победили кандидаты от ЛДПР Сергей Фургал и Владимир Сипягин. В первом туре выборов главы Хакасии лучший результат был у кандидата от КПРФ Валентина Коновалова; его главный соперник — врио губернатора из «Единой России» Виктор Зимин — снялся с выборов; нет больших сомнений, что Коновалов во втором туре выиграет у выдвиженца «Справедливой России» Андрея Филягина. Теперь КПРФ и ЛДПР обещают создать в правительствах «своих» субъектов коалиционные правительства. «Медуза» рассказывает о нескольких сценариях, по которым теперь, возможно, будут развиваться карьеры победителей — исходя из опыта оппозиционных кандидатов, выигрывавших выборы прежде. Некоторые примеры относятся к мэрам городов, потому что на губернаторском уровне таких ситуаций почти не возникало: после возвращения в 2012 году прямых выборов глав регионов их выигрывал только один кандидат от оппозиции.
Сценарий № 1. Против нового губернатора заведут уголовное дело
Возможное развитие событий
Некоторое время победитель будет управлять регионом без особенных помех. Потом силовики начнут вызывать на допросы людей из его окружения, возможно, на них заведут уголовные дела. После этого дело возбудят и против самого губернатора. Российские законы устроены так, что подходящую статью можно найти для любого чиновника. Это не обязательно коррупция или хищение из бюджета. Большинство региональных бюджетов дефицитны, поэтому губернаторам, мэрам, главам районов и местным министрам часто приходится маневрировать, — например, перенаправлять деньги с ремонта дорог на ремонт школы или больницы, который сейчас более актуален. За это против них иногда заводят дела по статье «нецелевое расходование средств».
Еще одна популярная статья — «злоупотребление положением»: под нее можно подвести неправомерное, с точки зрения следствия, использование служебного транспорта, выделение каких-то грантов или участков земли. Впрочем, в последние годы силовики активно используют и коррупционные статьи.
Примеры
В 2012-м выборы мэра Ярославля выиграл оппозиционер Евгений Урлашов, через год он был обвинен во взяточничестве. Суд признал его виновным, и Урлашов получил 12 лет реального срока.
В феврале 2005 года губернаторские выборы в Ненецком автономном округе выиграл авторитетный депутат архангельского заксобрания, нефтяник Алексей Баринов. Власть поддерживала другого нефтяника — Александра Шмакова. Уже в феврале 2006-го Баринова арестовали по подозрению в мошенничестве, и он потерял пост по утрате доверия президента. В 2007 году суд оправдал бывшего губернатора по большинству пунктов обвинения, и тот получил условный срок.
Сценарий № 2. Новый губернатор вступит в «Единую Россию»
Возможное развитие событий
Выждав какое-то время, новый губернатор заявляет, что «Единая Россия» многое делает для региона и, чтобы эффективнее работать, он решил вступить в ряды этой партии. Для главы региона это что-то вроде страховки от уголовного дела — все-таки арест члена «Единой России» отбрасывает тень на всю вертикаль власти, поэтому они могут чувствовать себя в относительной безопасности. Правда, стопроцентной гарантии от преследования вступление в партию власти не дает.
Примеры
Виктор Кондрашов стал мэром Иркутска в марте 2010 года при поддержке КПРФ (до выдвижения в главы города был областным депутатом от коммунистов), однако уже в июне объявил себя сторонником «Единой России». Еще спустя несколько месяцев Кондрашов официально стал единороссом.
«Когда я выступал на выборной кампании, поддержку мне оказала КПРФ, но доверие оказали люди, они голосовали за свое будущее и за мои качества как руководителя. Своим трудом я доказал, что город стал лучше, и это все происходит при поддержке партии „Единая Россия“», — объяснял тогда мэр.
В том же 2010 году мэром другого города Иркутской области — Усть-Илимска — стал кандидат от «Справедливой России» Владимир Ташкинов. В 2011-м он тоже перешел в «Единую Россию». В 2007-м мэром миллионного Волгограда стал коммунист Роман Гребенников — через год он был уже единороссом, его даже назначили руководителем областной приемной Владимира Путина. Однако вступление в партию власти и правда не всегда защищает от уголовного преследования или отставки. Гребенников в 2011 году был отрешен от должности мэра, а Владимира Ташкинова в 2017-м осудили на 11 лет лишения свободы за получение взяток.
Сценарий № 3. Нового губернатора уволят
Возможное развитие событий
Президент Владимир Путин принимает решение уволить губернатора «в связи с утратой доверия». Или депутаты регионального парламента объявляют ему импичмент. Процедура не такая сложная: поднять вопрос должны не менее трети парламентариев, поддержать импичмент — половина. И в Хабаровском крае, и в Хакасии, и во Владимирской области единороссы имеют в местных парламентах большинство кресел, поэтому инициировать отставку губернатора они могут. Уже сейчас новоизбранных глав упрекают в отсутствии опыта и команды.
Примеры
Самый яркий пример увольнения «в связи с утратой доверия» — это, безусловно, свержение в 2010-м многолетнего мэра Москвы Юрия Лужкова. Правда, то увольнение не было связано с выборами. Что касается импичмента по инициативе депутатов местного парламента, на уровне глав субъектов таких случаев в последние годы не было. Но таким способом в 2015-м уволили мэра Петрозаводска Галину Ширшину, которую избрали при поддержке «Яблока» за два года до этого. У Ширшиной был конфликт с губернатором региона — единороссом Александром Худилайненом. Похожая история произошла с мэром города Кимры (Тверская область): представитель КПРФ Роман Андреев продержался три года, после чего депутаты уволили его за «неудовлетворительную работу».
Сценарий № 4. Новому губернатору дадут спокойно работать
Возможное развитие событий
Новый губернатор лояльно ведет себя к власти и спокойно работает — так же, как его однопартийцы, победившие при поддержке Кремля. Например, представитель ЛДПР Алексей Островский в Смоленской области или коммунист Андрей Клычков — в Орловской.
Примеры
В 2015 году губернатором Иркутской области стал кандидат от КПРФ Сергей Левченко, при этом он выиграл у кремлевского кандидата Сергея Ерощенко. Пока Левченко действует в достаточно комфортной обстановке, хотя против его сына возбуждали уголовное дело, а накануне выборов в законодательное собрание региона в 2018-м на губернатора публиковали компромат — видео, где Левченко убивает на охоте медведя.
Дополнительный сценарий. Власти могут изменить правила губернаторских выборов
Вероятное развитие событий
Кремль может инициировать поправки в избирательное законодательство и, к примеру, отменить второй тур — так, чтобы для победы достаточно было простого большинства голосов. С учетом административного ресурса кандидатам от власти будет проще побеждать на таких выборах — именно поэтому выборы депутатов-одномандатников, как правило, обычно выигрывают единороссы.
Другой вариант: власть может вернуться к прежней схеме утверждения губернаторов через местные парламенты. Кандидатуру предлагает президент, а он, в свою очередь, должен выбрать из тройки кандидатов от партии, у которой есть большинство кресел в законодательном собрании. Собственно, в кавказских республиках (кроме Чечни) и нефтяных округах и сейчас система назначений.
Примеры
После того как на выборах мэров в 2013–2014 годах стали побеждать оппозиционеры (Евгений Ройзман в Екатеринбурге, Галина Ширшина в Петрозаводске, Анатолий Локоть в Новосибирске), депутаты Госдумы дали право законодательным собраниям регионов определять устройство муниципальной власти. Региональные парламентарии стали массово отменять выборы мэров. Они сохранились только в семи региональных центрах из 83. В Петрозаводске и Екатеринбурге выборы отменили.
Когда «Единая Россия» не смогла набрать 50% голосов на выборах в Госдуму в 2011 году, которые проходили только по партспискам, власть вернула схему смешанного избрания нижней палаты федерального парламента. По спискам в него проходила половина депутатов — и еще половина по одномандатным округам. Новые правила повысили представительство «ЕР» в составе Госдумы, избранном в 2016 году. В Думе 2011-го было 238 единороссов, в созыве 2016-го их уже 343.
Андрей Перцев, издательский дом «Коммерсантъ»