Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Миллиардер Рыболовлев потребовал от Sotheby's $380 млн за соучастие в мошенничестве

Российский миллиардер, экс-владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев подал в суд на аукцион Sotheby’s, обвинив его в пособничестве мошенничеству со стороны арт-дилера Ива Бувье и потребовав компенсировать ущерб в $380 млн. С Бувье Рыболовлев судится с 2015 года: миллиардер обвиняет своего бывшего консультанта в завышении цен, в результате которого Рыболовлев переплатил за купленные при посредничестве Бувье картины более $1 млрд.

Детали

  • Иск подан в Федеральный окружной суд Южного округа Нью-Йорка, по месту регистрации Sotheby’s. Истцы — компании Accent Delight International and Xitrans Finance Ltd., на которые Рыболовлев покупал картины. «Sotheby’s <...> выступал в качестве аукционного дома, который охотно, намеренно и осознанно способствовал реализации мошеннической схемы. Действия Sotheby’s внушали истцам доверие и уверенность в Бувье и делали всю мошенническую схему правдоподобной и заслуживающей доверия», — говорится в иске. Теперь Рыболовлев требует от Sotheby's компенсации ущерба в размере не ниже $380 млн.
  • Сама схема описывается там же: как утверждают истцы, Бувье, искавший и покупавший для Рыболовлева предметы искусства за комиссию в 2%, в реальности присвоил половину из $2 млрд, которые миллиардер потратил на покупки. «Бувье сообщал представителям Рыболовлева, что ведет напряженные переговоры с продавцами картин, но на самом деле договаривался о значительных дисконтах, а разницу клал себе в карман. Посредством данной схемы Бувье обманул истцов на сумму более $1 млрд», — говорится в иске. Sotheby’s, пользуясь своим авторитетом, помогал дилеру письменно обосновать завышенные цены, зная настоящую стоимость работ, утверждают истцы. Уже после того, как Рыболовлев заподозрил Бувье в мошенничестве, Sotheby's по просьбе дилера проводил новую оценку картин и оценивал их с завышением, не указывая в провенансах (истории происхождения) низкие цены, по которым они доставались Бувье, — хотя менеджерам Sotheby's, сопровождавшим сделки на всех этапах, они были хорошо известны.
  • Всего Бувье купил для Рыболовлева 38 картин, и в 12 сделках участвовал Sotheby's. Это были в том числе сделки по покупке «Спасителя мира» Леонардо да Винчи за $127,5 млн (в реальности дилер заплатил покупателям $83 млн) и «Водяных змей II» Густава Климта за $183,8 млн (продавцы получили от Бувье $112 млн), пишут истцы. В иске рассказывается, что вице-президент по частным продажам Sotheby's Самюэль Валетт и другие сотрудники компании были знакомы с Бувье много лет и связаны бизнес-интересами. При задержании Бувье в Монако в 2015 году у него была обнаружена флешка с электронными подписями Валетта и старшего директора европейского департамента оценки Sotheby's Франки Хайдерер.
  • Представители Ива Бувье еще не прокомментировали иск. Его общая линия защиты строится на утверждении, что арт-дилер не был личным брокером Рыболовлева, не заключал с ним соответствующего договора и в сделках действовал как обычный продавец, имеющий право выставить любую цену.

Контекст

  • Дмитрий Рыболовлев после продажи в 2010 году контрольного пакета акций «Уралкалия» за $5,3 млрд стал активно инвестировать вырученные деньги в дорогую недвижимость и в искусство. При помощи арт-дилера Ива Бувье он приобрел произведения искусства на $2 млрд. Но в 2014 году миллиардер начал подозревать Бувье в мошенничестве, а в 2015 году подал на него иск в суд Монако, а затем и в суды других стран.
  • Большинство купленных через Бувье картин Рыболовлев продал с убытком, за исключением «Спасителя мира». Картина Леонардо в ноябре 2017 года была продана на аукционе Christies за $450 млн — на $320 млн больше, чем за нее заплатил Рыболовлев, и на $370 млн больше, чем она обошлась Бувье.
  • После продажи «Спасителя мира», в декабре 2017 года, прокуратура Нью-Йорка закрыла расследование против Бувье: как рассказывали источники Bloomberg, сделка дала бы защите возможность заявить, что Рыболовлев, продавший картину с трехкратной прибылью, не может считаться жертвой мошенничества.

Петр Мироненко, Ирина Малкова