Original Material
Финансы под колпаком: доходами граждан занялись Кремль, правительство и ФНС
Правительство, администрация президента, ЦБ и силовики озаботились контролем за деньгами граждан — об этом свидетельствуют сразу несколько новостей последней недели. Это плохие новости не только для мошенников и обнальщиков, но и для добросовестных бизнесменов.
- ЦБ принес плохие новости индивидуальным предпринимателям: как выяснил The Bell, по рекомендации регулятора банки начали повышать тарифы на перевод денег со счетов ИП на счета физических лиц. Все это делается для борьбы с обналичкой и отмыванием денег: сеть подставных ИП — одна из распространенных схем на этом рынке, а тарификация переводов, по словам источника The Bell в одном из банков, — единственный работающий инструмент борьбы с ней. Но добросовестным ИП (всего их в России 3,9 млн) от этого не легче — за законный перевод с предпринимательского счета на личный теперь придется платить комиссию до 10%.
- Администрация президента и силовики тоже решили усилить борьбу с отмыванием. В среду «Коммерсант» узнал о совещании главы АП Антона Вайно с силовиками и представителями ЦБ, где обсуждалось ужесточение антиотмывочного законодательства. Одна из главных проблем — невозможность конфисковать отмытые деньги, выведенные за границу (см. дело Danske Bank, в котором уже фигурирует вывод $230 млрд). Как эту проблему будут решать, пока непонятно — но для начала такую возможность хотят внести в российское законодательство. Если механизм будет придуман, недостатка в клиентах у силовиков не будет. Одно лишь дело спонсоров полковника Захарченко и подрядчиков РЖД из группы компаний «1520» обещает раскрыть хищения с последующим выводом на Запад сотен миллиардов рублей. Источники The Bell описывают его как «одну из самых масштабных афер с государственными деньгами» (подробно об этом деле мы рассказали на этой неделе).
- Правительство продолжает искать способы заставить инвестировать в России крупный бизнес. Чиновники думают о том, чтобы предложить хорошую сделку предпринимателям, которые не хотят быть российскими налоговыми резидентами и для этого каждый год проводят 183 дня вне страны. Чтобы вернуть их из добровольного изгнания, чиновники хотят предоставить бизнесменам право сохранять статус налогового нерезидента в течение семи лет без необходимости считать дни за границей — но при условии инвестиций в российскую экономику или уплаты определенной суммы НДФЛ.
- ФНС, которая за последние годы очень серьезно продвинулась в росте собираемости налогов за счет раскрытия серых схем, собирается продолжать в том же духе, и это логично — ведь новых налогов правительство обещает не вводить. Теперь налоговики ищут способы лучше видеть, что происходит с деньгами граждан. На этой неделе они получили возможность следить по отдельности за расчетными счетами и вкладами граждан — теперь несоответствие между доходами и размерами вкладов может стать поводом для проверки. Но главное, чего с этого лета добивается ведомство Михаила Мишустина, — право получать информацию о счетах граждан без всяких формальных проверок: пока таких прав у ФНС нет, но, если появятся, все данные о движении ваших банковских средств будут у нее как на ладони.
Что будет дальше?
Последние действия государства показывают: следить за финансами граждан будут тщательнее. Это значит, что при любой оптимизации налогов, даже если она кажется формально законной, надо взвешивать решение очень серьезно. Иначе всегда есть риск оказаться на месте бизнесменов, экономивших на НДС, а после внедрения налоговиками системы АСК НДС-2 получивших в лучшем случае миллионные доначисления, а в худшем — уголовные дела.
Петр Мироненко