Original Material
Падение «Русского мира»: чем опасен крупнейший раскол в истории православия
Фото с сайта Кремля, архив
Синод Русской православной церкви принял решение полностью разорвать отношения с Константинопольским патриархатом. Это крупнейший раскол в тысячелетней истории православия, который нанесет серьезный удар по продвигаемой Москвой идее «Русского мира». Наблюдатели также предупреждают о реальной угрозе кровопролития на Украине.
Крупнейший раскол за 1000 лет
- Заседание созванного в Минске Синода продлилось больше семи часов. Оно проходило за закрытыми дверями, и пресса все это время ожидала брифинга на улице. Начиная с четырех часов вечера, как сообщает Русская служба Би-би-Си, из здания епархии несколько раз выходил человек и объявлял, что брифинг откладывается. «В девятый раз говорю: готовность номер один», — говорил журналистам представитель епархии, но брифинг не начинался.
- Решение было объявлено лишь после 19 часов по московскому времени. Как заявил журналистам глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион, это было «вынужденное решение», но иного Синод не мог принять, поскольку «к этому вела вся логика последних действий Константинопольского патриархата». Они с точки зрения РПЦ являются «беззаконными и канонически ничтожными», отметил Иларион.
- Константинопольский патриархат представитель РПЦ сравнил с раскольниками. «Та церковь, которая, признав раскольников, вступила с ними в общение, тем самым себя исключила из канонического поля», — подчеркнул митрополит. В Московском патриархате рассчитывают, что Константинополь изменит свое решение по Украине.
- Это ответ РПЦ на принятое на прошлой неделе решение Константинопольского патриархата отменить документ 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату. Константинопольский патриархат также принял решение продолжить процедуру предоставления автокефалии (то есть независимости) украинской церкви, а также снял анафему с глав двух неканонических церквей — Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета и Украинской автокефальной православной церкви Макария.
Что это значит
- Раскол в цифрах. Разрыв с Константинополем будет стоять рядом с Великим расколом 1054 года, который отделил восточных православных от западной Римско-католической церкви. Сегодняшнее решение Синода РПЦ означает, что Московский патриархат не признает авторитета Константинополя, который возглавил мировое православие в пятом веке. На Россию приходится треть 300-миллионных православных последователей мира. На Украине расположены около трети из более чем 36 000 приходов Московского патриархата. Из них около трети хотят остаться в РПЦ в случае автокефалии украинской церкви.
- Значение для верующих. Разрыв отношений с Константинополем означает, что миряне Русской православной церкви не смогут причащаться в храмах Константинополя, а священники и иерархи не смогут совершать совместных богослужений. Впрочем, простые россияне ничего не заметят, уверен религиовед Роман Силантьев. «А вот если вы живете за рубежом и ваш ребенок посещает приходскую школу или вы сами посещаете храм Константинопольского патриархата, то больше вы его посещать не сможете, так же вам будет закрыт доступ к таинствам церкви», — объясняет Силантьев The Bell.
- Гора Афон под запретом. Разрыв с Константинополем означает и то, что российские политики, в том числе и Владимир Путин, потеряют доступ на так им полюбившуюся гору Афон в Греции. Верующие православные россияне не смогут молиться в храмах на горе Афон в Греции, объяснил пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр Волков.
- Удар по идеям Владимира Путина. «При присоединении Крыма в 2014 году президент России Владимир Путин говорил, что полуостров был „духовно“ неотделим от Москвы. Но военное вмешательство Путина сейчас угрожает подорвать „Русский мир“ за пределами Москвы, который он стремился продвигать», — пишет Financial Times. И за этим религиозным спором не менее серьезный вопрос о независимости Киева от Москвы. «Потеря Украины является серьезным ударом не только для Русской православной церкви, но и для самого Кремля после нескольких лет попыток сохранить влияние на Украину», — пишет газета. Похожим образом комментируют событие и другие западные издания (The New York Times, Bloomberg).
- Значение для РПЦ. Как пишет в своей колонке в Bloomberg религиовед Сергей Чапнин, этот шаг подорвет центральную роль Москвы в восточном христианстве и усилит влияние патриарха Варфоломея, который сможет таким образом наладить более тесные связи с западным христианством. Это также станет серьезным политическим ударом по позициям лично патриарха Кирилла, уточняет Чапнин. С точки зрения Константинополя ничего ужасного не произошло, говорит The Bell политолог Алексей Макаркин. По его мнению, как и в случае с другими церквями (вроде Болгарской), Константинопольский патриархат займет выжидательную позицию, он будет ждать, когда руководство РПЦ либо сменится, либо поменяет мнение, а затем начнет налаживать контакты вновь. «А для РПЦ это будет означать потерю политического влияния в России, если они окончательно потеряют Украину (до сих пор главная интрига — что будет с церквями российского патриархата там)», — говорит Макаркин.
- Значение для Порошенко. Президенту Украины Петру Порошенко, который активно участвует в процессе обретения украинской церковью автокефалии, это должно помочь поднять его низкий электоральный рейтинг (всего несколько процентов).
- Угроза эскалации конфликта. За последние месяцы около 60 отдельных церквей, в основном на западе страны, вышли из РПЦ. Порошенко заявил, что ожидает продолжения этого процесса, однако предостерег от насильственного захвата имущества, что, по его словам, даст повод для «провокаций» Москвы. В Кремле уже пообещали защищать интересы православных на Украине в случае, если ситуация в стране обострится. «В случае если развивающиеся события войдут в русло противоправных действий, то, конечно, как Россия везде защищает интересы русских и русскоговорящих, то так же, и об этом неоднократно говорил Путин, Россия защищает интересы православных», — сказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. На вопрос, каким образом Россия будет защищать интересы православных, Песков ответил: «Исключительно политико-дипломатическим». Однако Чапнин уверен, что существует реальная опасность того, что раскол может привести к кровопролитию, как это случилось на востоке Украины. Об угрозе кровопролития пишет и FT в редакционной колонке.
Владимир Моторин, Егор Сонин