Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

ЦБ объявил кампанию по борьбе с обналичкой через рестораны и автосалоны

У кампании ЦБ против отмывания появилась новая цель — автосалоны, магазины и оптово-розничные рынки, которые бизнес стал использовать для обналички вместо банков. ЦБ направил банкам письмо с рекомендацией пристально следить за их работой и блокировать счета при малейших подозрениях.

Детали

  • Вместо банков компании и предприниматели стали активно использовать для обналичивания денег автосалоны, магазины, оптово-розничные рынки и логистические центры, для которых продажа наличных зачастую является побочным бизнесом, сообщил Центробанк в начале октября банкам в специальном письме (с ним ознакомились «Ведомости»).
  • Схему ЦБ в письме описывает так: компании получают за проданные товары или услуги наличные, но вместо инкассации продают их «третьим лицам — заказчикам наличных денег». Заказчики оплачивают полученное переводами на счета технических компаний, которые транзитом переводят деньги на счета продавцов наличности. Один из признаков «транзитности» операции — различные основания при зачислении денег техническим компаниям и их последующем списании. С какой наценкой работают продавцы наличных, ЦБ не уточняет, но специалист по обналичке сказал «Ведомостям», что рыночная стоимость неучтенного кэша сейчас составляет 12%.
  • «Обналичка действительно активизировалась, мы сталкивались с попытками сделать это через автосалоны и турфирмы. Более того, наблюдались попытки обналички в принципе понятными и белыми компаниями, которые решили получить таким образом дополнительный доход», — говорит сотрудник банка из топ-50.
  • Побочный бизнес ресторанов и автосалонов по обналичке работает уже несколько лет: именно из-за него многие заведения не принимают к оплате кредитные карты. Forbes подробно описывал работу этой схемы еще в 2016 году. Один из собеседников издания приводил в пример сеть стейк-хаусов, которая генерировала в месяц 50 млн рублей неучтенной наличности, а впоследствии продавала на черном рынке с наценкой от 5% до 10%. Схема расцвела в результате успехов государства в борьбе с банковской обналичкой. В марте зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин заявил, что ставка за обналичивание в России выросла до 17%, и этот бизнес стал нерентабельным.
  • ЦБ обратил внимание на схему еще в начале этого года: через крупные банки, которые в третьем квартале 2018 года начали пристально следить за такими транзакциями, она уже не работает, но перетекла в другие кредитные организации, которые еще не скорректировали свои «противолегализационные процедуры», пишет регулятор в письме. С четвертого квартала этого года ЦБ будет учитывать объемы таких операций при формировании оценки работы банка по противодействию отмыванию денег.

Контекст

  • За 2017 год (последние данные) банки провели сомнительных операций на 422 млрд рублей, из которых на незаконное обналичивание пришлось 326 млрд. Больше половины операций по обналичиванию пришлось на физлиц и ИП. 38% транзитных операций используется для последующего обналичивания, подчеркивал ЦБ.
  • Как The Bell писал в пятничной итоговой рассылке, борьбой с отмыванием денег сейчас занялись сразу несколько госструктур. В частности, по рекомендации ЦБ банки начали повышать тарифы на перевод денег со счетов ИП на счета физических лиц.
  • В администрации президента думают об ужесточении антиотмывочного законодательства (в частности, чиновники хотят прописать в законе возможность конфисковать выведенные за границу деньги), а ФНС на прошлой неделе получила возможность следить по отдельности за расчетными счетами и вкладами граждан — теперь несоответствие между доходами и размерами вкладов может стать поводом для проверки.

Что мне с этого?

Во-первых, если вы задавались вопросом, почему некоторые рестораны так неохотно принимают карты, теперь на него есть фактически официальный ответ. А во-вторых — можем только повторить: в условиях, когда против отмывания денег борется не только ЦБ, а все российское государство, к любым схемам налоговой оптимизации, даже более легальным, надо подходить с крайней осторожностью.

Артем Губенко