Чем ракеты меньшей и средней дальности опаснее межконтинентальных? Как быстро Россия и США могут наладить их производство?
Тревожные вопросы о последствиях разрыва договора о РСМД
Обновление. 2 августа МИД России сообщил, что договор о ракетах средней и меньшей дальности официально прекратил действовать.
Президент США Дональд Трамп 20 октября объявил, что США выйдут из договора, запрещающего России и Америке иметь на вооружении и разрабатывать ракеты средней и малой дальности. После этого советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон приехал на переговоры в Москву и в интервью газете «Коммерсант» сообщил, что в разрыве договора виновата Россия, которая его постоянно нарушает. Москва, в свою очередь, обвиняет в нарушениях Вашингтон. «Медуза» разобралась, зачем двум странам с тысячами межконтинентальных ракет нужны еще и ракеты средней дальности, кто из них больше нарушал договор и что будет, если соглашение действительно перестанет действовать.
Зачем нужны ракеты средней и малой дальности? Чем они опаснее межконтинентальных?
К концу 1970-х годов мир почти перестал бояться межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Противоборствующим в холодной войне странам было достаточно следить, чтобы ракет и зарядов было примерно поровну, а средства раннего предупреждения о запусках МБР работали надежно. Это обеспечивало «ядерное сдерживание»: каждая сторона понимала, что если запустит свои ракеты, то и сама будет уничтожена ответным ударом.
Главное достоинство ракет малой и средней дальности в том, что они долетают до цели за очень небольшое время. Если межконтинентальным ракетам требуются десятки минут, чтобы доставить боеголовку на территорию противника, то «малым» и «средним» — считаные минуты. СССР и США в 1970–80-е постоянно подозревали друг друга в том, что такие ракеты могут стать главным инструментом «превентивного удара», призванного уничтожить пусковые установки и объекты управления и связи.
В 1976 году СССР принял на вооружение новый комплекс средней дальности «Пионер» (SS-20 по классификации НАТО). Ознакомившись с данными о планах производства новых ракет (сотни штук с тремя боеголовками на каждой), американская разведка сделала вывод, что в таком количестве они могут быть нужны Москве только для того, чтобы развязать войну в Европе.
На ракеты средней дальности не распространялось действие договоров об ограничении ядерных вооружений начала 1970-х годов, и советские власти считали, что их можно производить в любых количествах без оглядки на мнение США. Как писал в своей книге маршал Сергей Ахромеев, в конце 1970-х США даже пытались договориться с СССР о том, что Москва не будет разворачивать (приводить в боевую позицию) новые комплексы средней дальности больше, чем успели развернуть к тому моменту. Сам Ахромеев (тогда начальник главного оперативного управления Генштаба) считал, что американцам нужно дать такие гарантии, и даже докладывал об этом Политбюро. Но Политбюро решило иначе. Согласно изданной в 1999 году Минобороны России книге «Ракетный щит Отечества», в 1975 году на развернутых ракетах средней дальности стояло 567 боеголовок. В 1983 году на таких ракетах, в том числе и на новых «Пионерах», было развернуто уже 1374 боеголовки.
Егор Гайдар в книге «Гибель империи» утверждал, что главной причиной столь массового производства «Пионеров» были не военные соображения, а желание советского руководства загрузить промышленность.
Вашингтон ответил на новую угрозу: президент США Рональд Рейган в 1983 году развернул в Западной Германии ракеты средней дальности Pershing-II. В случае войны они должны были нанести удары в том числе по пусковым установкам «Пионеров». Советское руководство (как следует из рассекреченных документов американской разведки и мемуаров перебежчика, бывшего полковника КГБ Олега Гордиевского) объясняло развертывание «Першингов» иными целями. В Политбюро считали, что ракеты, способные долететь до Москвы за пять — восемь минут, нужны для того, чтобы быстро «обезглавить» СССР — пока руководство не успело принять решение о встречном ударе. Но советская разведка ошибалась, преувеличивая дальность Pershing-II: на самом деле ракеты из районов базирования в ФРГ никак не доставали до Москвы.
В ответ на развертывание «Першингов» Москва отправила в Восточную Европу свои новейшие ракеты малой дальности «Ока». Все эти взаимные развертывания вызвали самое серьезное обострение в отношении двух лагерей со времен Карибского кризиса.
Почему США и СССР отказались от ракет?
После того как к власти в СССР пришел Михаил Горбачев, руководство КПСС решило смягчить отношения с США. Прерывавшиеся много раз переговоры о взаимном выводе из Европы ракет малой и средней дальности были возобновлены. В результате Горбачев и Рейган решили не выводить ракеты, а полностью уничтожить этот класс вооружений, заодно запретив разработку и тестирование новых образцов.
Договор о ракетах средней и малой дальности (ДРСМД) между СССР и США был заключен в 1987 году. Под запрет попали не только баллистические, но и любые ракеты наземного базирования дальностью более 500 километров и менее 5500 километров. У Советского Союза на тот момент было преимущество в этом классе, так что США надо было уничтожить 846 ракет, а СССР — ровно на тысячу больше. Как писал Гайдар, руководство СССР уже чувствовало приближение экономического кризиса, а потому во время переговоров решило пойти на серьезные уступки.
Крылатые ракеты тоже попали под запрет — несколько сотен американских Gryphon (наземная версия «Томагавка», способная нести в том числе ядерную боеголовку) и несколько десятков только что поступивших на вооружение советских РК-55 «Рельеф». Крылатые ракеты не обладают главным достоинством баллистических — малым временем подлета к цели (их скорость сравнима с пассажирским самолетом), но за счет низкого профиля полета с «огибанием рельефа» они малозаметны для радаров. Москва в качестве «жеста доброй воли» обязалась уничтожить и ракеты малой дальности «Ока», хотя их дальность и недотягивала до 500 километров.
Ракеты морского, подводного и воздушного базирования под запрет не попали, что также дало очевидное преимущество США. К началу 1990-х они уже имели на вооружении тысячи «Томагавков» на кораблях и подводных лодках и AGM-86 на самолетах, СССР же только начал производство подобных крылатых ракет и почти целиком полагался на запрещенные ракеты наземного базирования.
И что, все ракеты действительно уничтожили?
Да. Договор предусматривал строгий механизм контроля и взаимных инспекций. Последние «Пионеры», «Першинги» и «Томагавки» наземного базирования были уничтожены в мае 1991 года. Комплексы «Ока» пережили остальные «запрещенные» ракеты, потому что они стояли на вооружении стран Варшавского договора (без ядерных боеголовок). Болгария и Словакия уничтожили последние комплексы в 2002 году в обмен на финансовую помощь от США.
У других стран есть такие ракеты?
Сейчас ракеты средней дальности — основа ядерных сил Китая: на вооружении КНР стоит больше тысячи таких ракет. Президент Дональд Трамп дал понять, что их наличие у Китая — лишний повод для США снять с себя ограничения договора о РСМД. Джон Болтон в интервью «Коммерсанту» сказал, что договор может быть сохранен, только если к нему присоединятся другие страны. Но шансы на то, что Китай откажется от своих ракет, по мнению Болтона, равны нулю, поэтому договор обречен.
Россия официально не имеет претензий к Китаю, но, как заявил в 2014 году президент Владимир Путин, тоже обеспокоена тем, что «только мы и США ограничиваем себя». По словам Путина, из стран с ядерным оружием и ракетами средней дальности Россию больше всего беспокоит Пакистан, страна «с таким сложным и пока, к сожалению, неустойчивым политическим режимом».
Пакистан в 2016 году принял на вооружение ракеты «Шахин-3» дальностью до 2750 километров, способные доставить боеголовку на отдаленные острова Андаманского залива, принадлежащие главному врагу страны — Индии. Если ракету запустить в противоположную сторону, она способна достигнуть Москвы. В Индии стоит на вооружении ракета «Агни-3» дальностью до 5000 километров, которая способна накрыть цели почти в любой точке России. У новейших северокорейских ракет примерно такая же дальность.
Еще одна страна с ядерным оружием (пусть официально и не признанным), имеющая на вооружении ракеты средней дальности, это Израиль. Его главный региональный соперник — Иран — также разработал такие ракеты, но пока не обладает ядерными боеголовками.
Раньше ракеты средней дальности были у Великобритании и Франции. Великобритания сняла с вооружения свои ракеты Thor американской постройки еще в 1960-е. Франция последние наземные комплексы S3 списала в 1996 году, предпочтя им ракеты морского базирования.
Почему США обвиняют Россию в нарушении договора?
В конце 1980-х и в 1990-е о несправедливости ДРСМД в России говорили только коммунисты. После того как США вышли из договора по противоракетной обороне и начали создавать ПРО в Европе, на ДРСМД стало нападать и руководство Минобороны России.
В 2007-м был развернут первый дивизион ракетного комплекса «Искандер». Это сильно модернизированный вариант уничтоженной по ДРСМД ракеты «Ока», который производили на том же заводе. Разработка комплекса началась сразу после заключения ДРСМД в 1988 году. Формально первые модификации «Искандера» не нарушали условия договора, поскольку имели дальность меньше 500 километров.
В прошлом году New York Times сообщила, что Россия развернула два дивизиона модифицированных пусковых установок по четыре машины в каждом. Комплекс, получивший название «Искандер-К», по данным источника газеты в разведке США, вооружен новой ракетой — модификацией авиационной крылатой ракеты Х-101 дальностью до 5000 километров. По другой версии, эта ракета — наземная версия ракеты морского комплекса «Калибр». Как пишет NYT, визуально невозможно определить, какая именно ракета стоит на мобильной пусковой — баллистическая или крылатая большой дальности, что создает дополнительную опасность для сил НАТО в Европе.
Очевидно, такая ракета нарушала бы договор о РСМД, но Россия утверждает, что ракеты «Искандера-К» не могут летать дальше 500 километров. Хотя, как сообщил официальный телеканал Минобороны «Звезда», дальность поднять «вполне возможно» даже до тысяч километров. При этом, согласно ДРСМД, нельзя производить крылатые ракеты, которые способны летать дальше 500 километров, — даже если их никогда не испытывали на таких дистанциях.
В 2012 и в 2013 годах российские военные испытали баллистическую ракету РС-26 «Рубеж» на расстоянии меньше 5500 километров. По договору, любая баллистическая ракета, способная поразить цель на такой «близкой» (относительно межконтинентальных снарядов) дистанции должна быть запрещена. В 2017 году проект «Рубеж» был закрыт. Вместо него Россия собирается разрабатывать комплекс «Авангард» — гиперзвуковые планирующие блоки для межконтинентальных ракет, которые, как сообщил весной этого года Владимир Путин в послании Федеральному собранию, «способны прорвать любую противоракетную оборону».
А почему Россия обвиняет США в нарушениях?
Действительно, Россия тоже утверждает, что США нарушают договор. В начале 2000-х США создали настоящую ракету средней дальности Hera. Формально она подпадала под запрет, но использовалась только как тренировочная мишень для американской и израильской систем противоракетной обороны. Кроме этой ракеты-мишени российские власти предъявляли претензии к американским беспилотным ударным комплексам Reaper и Predator. По их мнению, американцы таким образом просто «обошли договор».
Единственным очевидным нарушением США договора по РСМД является развертывание в последние годы американской системы противоракетной обороны в Румынии. Входящие в состав комплекса установки Mark-41 для запуска противоракет Standard Missile 3 interceptors, способных сбивать МБР, могут также запускать крылатые ракеты «Томагавк». ДРСМД прямо запрещает любой комплекс, на котором испытывались ракеты средней дальности. Так же как и с пусковыми установками «Искандеров», в случае с Mark-41 невозможно визуально определить, какая именно ракета готовится к запуску.
Где и когда США и Россия могут развернуть новые ракеты? Они будут мощнее, чем те, что уничтожили по договору?
Крылатые ракеты наземного базирования обе страны могут развернуть безо всяких проблем, весь вопрос только в финансовых возможностях. Россия уже начала развертывание «Искандеров-К»; США могут возобновить программу наземных «Томагавков». Кроме того, в США разрабатывают новую крылатую ракету, на исследования уже выделено 57 миллионов долларов.
Создание баллистических ракет средней дальности теперь не является приоритетом для обеих стран. Россия отложила проект «Рубеж» как минимум до 2027 года; о планах США создать аналог «Першинга» пока ничего не известно.
Главное отличие современных ракет от аналогов 1987 года — точность: теперь ракеты могут массово использоваться с неядерными боевыми частями против большинства целей, почти без потери эффективности и без случайных жертв. При этом «токсичность» ракет средней дальности для международных отношений сохранится: никто не сможет точно узнать, какого типа боеголовка стоит на той или иной ракете, какова ее точная дальность и цель. А значит, они всегда будут пугать противника своей непредсказуемостью.
А что с остальным ядерным оружием?
Джон Болтон предлагал Дональду Трампу выйти и из договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3). Срок этого договора, который ограничивает число развернутых межконтинентальных ракет и боеголовок, истекает в 2021 году, и его продление маловероятно. Российские политики уже говорят о скором крушении всей системы ограничения ядерного оружия. Но в ближайшие годы миру не грозит новая гонка вооружений в стиле холодной войны: на то, чтобы строить ракеты сотнями и тысячами, странам нужно будет серьезно поднять военные бюджеты. Это вряд ли произойдет: Россия, во всяком случае, в последние годы сокращает расходы на оборону.
Дмитрий Кузнец