Усманов нашел новую «нефть»: кто будет продавать данные о всех товарных потоках в России
Фото: Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС
Как стало известно The Bell, сегодня на совещании у Дмитрия Медведева обсуждался важный вопрос — кто будет контролировать море данных о товарных потоках по всей России и как ими распоряжаться. Эксклюзивный доступ к ним и возможность зарабатывать на их продаже, рассказывают источники The Bell, хочет получить компания Алишера Усманова и его партнеров. К 2024 году она должна создать систему маркировки почти всех товаров, которые производятся в стране или в нее импортируются.
Детали
- Разработчиком и оператором системы маркировки товаров станет Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ; на 50% принадлежит USM Holdings Алишера Усманова, еще по 25% — у «Ростеха» и Галицкого). Сейчас ЦРПТ уже маркирует табак и обувь, со следующего года под ее контроль перейдут еще 12 категорий — от постельного белья до покрышек, а к 2024 году — все группы товаров. Система позволит очистить рынок от контрафакта, а автоматическая передача данных ФНС еще больше затруднит любые серые схемы. Главный вопрос теперь: кто и как будет распоряжаться данными, которые эта система будет аккумулировать?
- ЦРПТ нацелилась на эксклюзивный доступ к данным, которые будет собирать система, рассказали The Bell два федеральных чиновника. Данные из системы будут обрабатываться, на их основе создаваться сервисы, которые за плату будут предоставляться рынку и государству, объясняют они. ЦРПТ обещает вложить в проект больше 200 млрд рублей, и продажа данных — один из способов вернуть эти инвестиции.
- Предоставляемые сервисы могут быть разными: аналитика товарных рынков (аналог того, что делает Nielsen), прямая продажа данных из системы третьим компаниям, собственные информационные сервисы, перечисляет один из собеседников The Bell.
- Вопрос вызвал дискуссии среди чиновников: «Учитывая, что речь идет о маркировке всей производимой в России и импортируемой в Россию продукции, выходит, что компания хочет монополию на данные, а это недопустимо», — говорит федеральный чиновник, участвующий в обсуждении. Такого же мнения придерживается помощник президента Андрей Белоусов, рассказал человек, знакомый с его позицией.
- Представитель ЦРПТ утверждает, что компания не претендует на монополию, а, напротив, считает, что «в системе должен быть предусмотрен недискриминационный доступ к обработанным данным для участников рынка». На их основе можно создать целую цифровую платформу, к которой могли бы подключаться IT-компании, бизнесу она даст колоссальный толчок — на основе этих данных можно будет не только пресекать торговлю контрафактом, но и, например, лучше контролировать собственные издержки. А государственные органы будут получать эти данные в режиме онлайн за счет того, что система маркировки будет объединена с уже внедренной системой онлайн-касс, подчеркивает он. Но на каких условиях ЦРПТ готова делиться собираемыми данными с участниками рынка, не говорит, поясняя, что это должно определить государство.
- Источник, близкий к акционерам компании, утверждает, что ЦРПТ разделяет позицию ФАС — услуга по предоставлению доступа к этим данным будет монопольной, а значит, условия доступа к ним и тарифы должна определять антимонопольная служба. Пресс-служба ФАС пока не ответила на запрос The Bell.
- Вопрос принадлежности данных ЦРПТ обсуждался сегодня на совещании у премьера Медведева, в нем участвовали представители администрации президента, ФАС, Минпромторга и других профильных ведомств, рассказали источники The Bell. Решения есть, в полном объеме предложения будущего оператора системы не прошли, в них будут вноситься корректировки, сказал источник, близкий к одному из участников. Представитель ЦРПТ итоги встречи пока не комментирует. Получить комментарий представителя премьера на момент сдачи материала не удалось.
Что мне с этого?
Похоже, Алишер Усманов верит, что данные – это новая нефть. Например, связанная с его структурами компания на этой неделе выиграла тендер на обработку данных московского метрополитена. Но денег за свои услуги она не возьмет и даже сама заплатит за работу с клиентом. Контракт может помочь компании получать (а потом, вероятно, и продавать) данные о передвижениях пассажиров. Помимо «Мегафона» и Mail.Ru, которые тоже много про нас знают, его же структуры уже контролируют одного из крупнейших операторов онлайн-касс, которыми должны быть оснащены все торговые точки, а «Ростех» — оператора системы «Платон», который знает все о грузовых перевозчиках и взимает с них плату. О том, кто еще лоббирует доступ к большим данным и к каким, подробнее можно почитать здесь.
История вопроса
- Основная задача системы маркировки — не просто снабдить метками каждую единицу продукции, но и создать тотальную систему, прослеживающую оборот товаров — от производителя до конечного потребителя. Пилотный эксперимент, который власти провели в 2016 году, маркируя шубы, показал свою эффективность (тогда им занималась ФНС). Сейчас такой же проводится с лекарствами. В 2017 году Медведев принял решение без конкурса назначить оператором системы ЦРПТ.
- Участвовать в проекте хотел и Сбербанк — в начале июня его президент Герман Греф в письме предложил правительству задействовать облачный сервис Сбербанка «Корус каталог» при формировании каталога маркируемых товаров и допустил создание совместного предприятия с «Ростехом» в этой сфере. В конце июня состоялось совещание у министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, где окончательно решили, что оператор один — ЦРПТ, писали «Ведомости».
- Расходы на создание системы маркировки ЦРПТ, по данным издания, оценила в 205,7 млрд рублей за 15 лет: 68 млрд — капитальные затраты и 137,7 млрд — операционные. Государственные вложения не предусматриваются: расходы инвестора оплатят производители. За свои услуги ЦРПТ собирается брать 50 копеек без учета НДС за каждую единицу маркированного товара. «Здесь речь идет только о включении товара в информационную систему маркировки, — уточняет федеральный чиновник. — Сама метка будет стоить отдельную копеечку».
Ирина Малкова