«Россия играет на всех досках сразу»: как Кремль стал главным бенефициаром санкций против Ирана
Россия станет главным бенефициаром санкций против Ирана, пишет The Wall Street Journal. Российские нефтяные компании забирают себе традиционных покупателей иранской нефти, одновременно страна помогает исламской республике обходить американские санкции. В этом у Ирана большой опыт: в его арсенале много способов обходить ограничения — от отключения транспондеров на своих нефтяных танкерах до бартерных сделок с нефтью.
Почему Россия выиграет от санкций
В понедельник США ввели санкции против Ирана — теперь контрагентам исламской республики, в том числе покупателям иранской нефти, грозят вторичные санкции. Главным бенефициаром санкций станет Россия, считают эксперты, опрошенные WSJ. Вот главные причины:
- НПЗ в Европе и Азии, закупавшие иранскую нефть, начали искать альтернативных поставщиков задолго до введения санкций. Проще всего заместить иранскую нефть оказалось российским производителям — страны добывают похожие по качеству сорта нефти, и переработчикам сравнительно легко переключиться с одного сырья на другое. Пользуясь этим преимуществом, российские компании активно «крадут» иранских клиентов, пишет издание. Например, французская Total перестала покупать иранскую нефть еще в июле, переключившись на российскую. В октябре Россия поставила рекорд по добыче нефти с момента развала СССР, напоминает газета.
- Одновременно Москва бросает Тегерану «спасательный круг», предлагая продолжить торговлю. Россия уже выразила готовность покупать у Ирана по 100 тысяч баррелей нефти в сутки, расплачиваясь за нее техникой, продовольствием и инвестициями в иранский нефтяной сектор. Перерабатывая иранскую нефть внутри страны, собственное сырье российские компании при этом могут поставлять на более прибыльные зарубежные рынки. И здесь Россия — снова в более выгодном положении. Во-первых, страна сама находится под санкциями и менее уязвима для преследования со стороны США из-за продолжения контактов с Ираном. Во-вторых, экономическая и финансовая системы России в гораздо меньшей степени связаны с США по сравнению со странами ЕС. «Россия играет на всех досках», — констатирует в беседе с WSJ Хелима Крофт, главный стратег по сырьевым товарам канадского брокера RBC.
Как еще Иран обходит санкции
Долгие годы жизни под санкциями научили Иран разным способам обходить ограничения, самый простой — отключить транспондеры, которые позволяют через спутник установить местонахождение судна, на нефтяных танкерах. Госдепартамент США уже обвинил Иран в том, что таким образом из видимости пропали около десятка судов. Невозможность отследить танкеры сильно мешает контролировать, сколько нефти продает Иран и с кем конкретно торгует.
Издание The Atlantic перечисляет еще несколько способов, которые Иран использует для обхода санкций:
- Трансфер с судна на судно. Передача груза с одного корабля на другой — стандартный и абсолютно легальный способ, которые трейдеры часто используют при транспортировке нефти для разделения крупных партий на более мелкие. Но Иран пользуется этим для скрытой продажи нефти: иранский танкер в открытом море или около порта сгружает нефть на другое судно, которое отправляется в порт, где и продает нефть. Так создается иллюзия, что продаваемая нефть — не из Ирана.
- *Сокрытие конечных собственников.* Через офшоры и подставные компании исламская республика регистрирует свои судна в других странах. По словам Полины Изевич, исследовательницы, изучающей Иран и Северную Корею в Институте международных исследований Мидлбери, в прошлом Иран успешно перерегистрировал свои судна на компании других государств, при этом сохраняя контроль над всеми операциями. Исламская республика также часто переименовывает свои корабли, «гораздо чаще, чем это делается обычно», замечает Изевич.
- Отмывание денег. «Для отмывания Иран раньше использовал места со слабой центральной властью», — рассказал в разговоре с изданием Бен Бехнам Талеблу, который изучает Иран в американском Фонде защиты демократий. Например, до заключения «ядерной сделки» с ЕС и США иранский миллиардер Бабак Занджани использовал малайзийский банк и десятки фиктивных компаний, чтобы продавать иранскую нефть на миллиарды долларов. В 2016 году он был приговорен в Иране к смерти, так как более $1 млрд от этих нефтяных доходов решил забрать себе, сейчас он ожидает исполнения приговора.
- Бартерные сделки. Исламская республика может продолжить продавать нефть своим крупнейшим клиентам в Китае и Индии по бартеру или используя в расчетах валюту, отличную от доллара. Ранее страна в обмен на нефть получала китайские автомобили и телефоны и продавала нефть Индии за рупии. Над механизмом, который позволит торговать с Ираном в обход санкций, думает и ЕС. США утверждают, что будут противостоять такой торговле, но каким образом — неясно, замечает The Atlantic.
Что мне с этого?
В отличие от прошлых санкций против Ирана, ограничения, которые ввел Дональд Трамп, ЕС не поддержал. Если европейские лидеры действительно создадут механизм, который позволит компаниям из ЕС продолжать торговлю с Ираном, это будет значимый прецедент. России, которая сама вынуждена жить под санкциями, создание такого механизма и раскол между США и ЕС – только на руку.
Артем Губенко