Хакасия выбрала в губернаторы молодого коммуниста: как сломалась система в регионе

30-летний коммунист Коновалов не скрывает радости. Немного волнуется, благодарит избирателей за поддержку. Мы не знаем, что он на самом деле думает о своей победе. Но большинство, конечно, понимает, что люди голосовали не за него, а «против».
Против действующей власти. И понятно, почему. Единоросс Виктор Зимин управлял регионом почти 10 лет. Перед камерами всегда уверенный, и даже вальяжный. С хорошим тылом – друг Шойгу. Но удержаться в кресле это не помогло. Антирейтинг Зимина в последнее время зашкаливал.
Стандартная схема, которая, казалось бы, работала всегда. Кремль поддержал, поддержат и люди. Но схема сломалась. Впервые кандидат президента проиграл техническому кандидату с огромным отрывом. Это было 9 сентября, это был первый тур выборов. И это был тот самый коммунист Коновалов, о котором большинство услышало первый раз. Политологи говорят, Хакасия никогда не была «красным» регионом. И «покраснела» она только благодаря действующей власти.
Чтобы сохранить контроль над регионом, Зимина попросили уйти. И после стандартного президентского напутствия исполнять обязанности прислали красноярца, бывшего пресс-секретаря Льва Кузнецова Михаила Развожаева.«Это результат пенсионной реформы, но не только, общий уровень доходов падает уже несколько лет, люди психологически устали, они видят, что никакого просвета нет, на них все наваливают и наваливают. Есть такое понятие "чаша терпения" – она полная, в Хакасии она переполнилась», – считает политолог Алексей Мазур.
Вслед за ним в Хакасию прилетел десант политтехнологов. Их задача была простой: провалить второй тур. И подготовить Развожаева к новым выборам. Сценария было два.
Приморский – снять кандидатуру Коновалова. И второй, если не сработает первый – заставить людей проголосовать против него. В итоге пошли по второму сценарию. Власть рассчитывала: за несколько месяцев протестные настроения поутихнут. Да и голосование непривычное – одна фамилия в бюллетене.
А чтобы достичь цели, использовали все те же заезженные приемы. Например, показать людям любимую Хакасию. Все банально и как всегда дорого – деньги-то надо освоить. Планы с хакасских просторов, всем известные достопримечательности и слезливый текст.
Но ролик Хакасию не тронул. То ли его не посмотрели те, кто голосует, то ли не поверили, то ли поняли наоборот – все это не про оппозицию надо петь, а про нынешнюю власть. В любом случае миллионные вложения в ролик пропали даром.
Не помогли и другие много раз отработанные технологии мнимой солидарности. Жителям Хакасии рассказывали про народный двор, про народный бюджет, про все, что работало раньше. Но в итоге протестные настроения не утихли, а даже наоборот. Явка во втором туре увеличилась на 4%.
В итоге коммунист Коновалов набрал почти 58%. Говоря красивыми терминами социологов, сработал запрос на перемены и справедливость. А если проще, проголосуем хоть за кого, лишь бы против нынешней власти.«Эта кампания мобилизовала тех, кто поддерживал Развожаева, но мобилизовала и протестный электорат, не надо держать людей за идиотов, все поняли, что происходит», – уверен политолог Сергей Комарицын.