Уран, алмазы, золото и ваниль
Bloomberg раскрыл географию интересов «кремлевского повара» Пригожина в Африке: 10 стран!
Частные военные компании (ЧВК), связанные с питерским бизнесменом Евгением Пригожиным, участвовали в военных конфликтах на востоке Украины, в Сирии («ЧВК Вагнера»), в последнее время — в Центральноафриканской республике и Ливии. А «Агентство интернет-исследований», также известное как «фабрика троллей», по данным американских спецслужб, вмешивалось в последние президентские выборы в США, за что Пригожин попал в персональные санкционные списки американского Минюста.
Во вторник 11 ноября бизнес-издание Bloomberg в своем расследовании уточнила географию интересов владельца Concord Catering Пригожина в Африке — она оказалась шире, чем можно было себе представить.
Кроме ЦАР и Ливии, африканские бизнес-интересы Пригожина простираются еще как минимум на 8 государств: Зимбабве, Конго, Мозамбик, Мадагаскар, Гвинею, Гвинею-Бисау, Анголу и Судан.
Издание сообщает, что в этих странах люди, работающие на Пригожина, консультируют влиятельную политическую силу (правящую или оппозиционную), а взамен договариваются на долю в добыче природных ресурсов.
Описываемая схема похожа на ту, о которой рассказал Минфин США в сирийском контексте. По данным ведомства, коммерческая фирма Evro Polis, якобы связанная с Пригожиным, заключила контракт с правительством Сирии на защиту нефтяных месторождений и НПЗ на территориях, отбитых у боевиков ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация — Ред.) в обмен на долю в 25% от будущей добычи.
В тексте Bloomberg говорится, что на фоне активности Пригожина в Африке дипломатическую деятельность в регионе серьезно нарастила и официальная Россия. Сейчас она поддерживает контакты как минимум с 20 странами континента и в некоторых из них уже не удается четко отделить интересы «кремлевского повара» от интересов Кремля.
Какие африканские богатства, по версии американского издания, интересует Евгения Пригожина?
Центральноафриканская республика (Золото, алмазы)
О присутствии «ЧВК Вагнера» в стране заговорили после убийства троих российских журналистов в конце июля. На присутствие в стране «гражданских военных инструкторов» из России год назад обращала внимание «Новая», а после оказалось, что в стране работает горнодобывающая компания Lobaye Invest, которую СМИ также связывают с Пригожиным: полный тезка ее руководителя работал в управлении МВД по Северо-западному федеральному округу, откуда нанимали сотрудников в службу безопасности Пригожина.
Судан (Золото)
Как писала «Новая», попутно с ЦАР россиян в военной форме стали замечать и в Судане. Позднее и там открыла свое подразделение компания «М-Инвест», которую в СМИ связывают с Пригожиным. Если в ЦАР это Lobaye Invest, то в Судане она работает под именем Meroe Gold, выяснили летом The Bell.
Демократическая республика Конго (Уран, золото, алмазы, медь)
Интересы Пригожина есть и на юге континента — в ДРК, одной из самых богатых полезными ископаемыми стран мира. Сейчас государство готовится к первым президентским выборам (назначены на 23 декабря) после ухода Джозефа Кабилы, занимавшего должность с 2001 года. Местные СМИ писали о российском вмешательстве и решении Москвы предоставить военную технику для обеспечения безопасности выборов. За переговоры о поставках оружия, по данным Bloomberg, отвечает назначенный послом генерал в отставке Валентин Нкуман Тавун Матангул. МИД России назвал это «передергиванием фактов» и уточнил, что речь шла только о грузовиках КамАЗ.
Зимбабве (Платина)
Политические консультанты Пригожина уже помогли Эммерсону Мнангагве в августе одержать победу на президентских выборах в Зимбабве — первых после отстранения от власти Роберта Мугабе, занимавшего должность около 30 лет. Его оппоненты из «Движения за демократические перемены» обвиняли россиян в манипуляциях при подсчете голосов, однако правящая партия все обвинения отрицала.
Читайте также
Пересидент. Если вождь стар и слаб, окружение понимает, что больше не может рассчитывать на привычные привилегии. И перебегает к сопернику
Мадагаскар (Ваниль, никель, кобальт, уран)
В марте представитель Кремля прилетал в страну для переговоров с тогдашним президентом Эри Радзаунаримампианином. Вслед за ним туда переместились и политконсультанты Пригожина — для помощи участникам президентских гонок, первый тур которых прошел 7 ноября, а второй назначен на середину декабря. Собеседники агентства утверждают, что люди Пригожина работают сразу с несколькими кандидатами, при этом не уточняя, был ли среди них один из двух лидеров первого этапа голосования.
Гвинея (Бокситы)
Россия также «откликнулась на просьбу» действующего президента Альфы Конде помочь ему сохранить власть после истечения срока полномочий в 2020 году. Как именно там будут задействованы структуры Пригожина, Bloomberg не уточняет, однако напоминает, что страна является крупнейшим поставщиком алюминиевой руды — бокситов — для «Русала» Олега Дерипаски, «токсичного» для партнеров из-за строгих санкций США.
Ливия (Нефть)
Пригожин через «ЧВК Вагнера» оказывает поддержку армии маршала Халифы Хафтара в обмен на доступ к сырью и в первую очередь — к нефти, которой Ливия очень богата, пишет Bloomberg.
В октябре британская The Sun утверждала, что военные, связанные с Пригожиным, готовят военных Хафтара, а также поставляют им вооружение, а в ноябре «Новая» заметила Пригожина вместе с министром обороны Сергеем Шойгу на равных за столом переговоров с Хафтаром.
Российские власти отрицали любые поставки оружия в Ливию, а появление Пригожина на официальном мероприятии объяснили тем, что тот отвечал за программу обеда.
Как отмечает Bloomberg, активность Пригожина на континенте растет — особенно в преддверии первого саммита Россия-Африка в 2019 году, который, по словам Лаврова, закрепит «активное присутствие России в регионе». Несмотря на ряд неудач, которые потерпела там Россия, особенно в Южноафриканской республике, где глава государства заморозил многомиллиардный проект в сфере ядерной энергетики, Кремль не прекращает своих попыток расширить свое влияние.
Для таких попыток требуется хороший фон. В 2017-м году Россия простила африканским странам более 20 миллиардов долларов долга, а в этом — выдала Египту кредит на 25 миллиардов на строительство первой ядерной электростанции, вспоминает Bloomberg еще один аргумент в пользу своей версии.