Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

ЦБ знает, как предотвратить скачки рубля. Это хуже харакири, говорят банкиры

Центральный банк хочет, чтобы крупнейшие игроки валютного рынка сообщали ему о крупных сделках, которые могут повлиять на курс рубля, сообщает Reuters со ссылкой на три источника. Пока речь идет лишь о позиции регулятора в дискуссии с участниками рынка, но даже на этой стадии идея вызвала беспокойство банковского сообщества.

Что случилось. В начале октября 2018 года Совместный совет по валютному рынку Национальной финансовой ассоциации (в его состав входят крупнейшие участники валютных торгов и представитель ЦБ) рекомендовал компаниям, торгующим на валютном рынке, привести свои операции в соответствие с Глобальным кодексом валютного рынка. Один из пунктов кодекса гласит, что участники торгов должны сообщать регулятору о заявках клиентов на сделки, целью которых может быть дестабилизация рынка.

  • Идея возникла, когда представители Банка России и участники рынка на очередной встрече обсуждали случай с трейдером HSBC. Его бывший руководитель Марк Джонсон был приговорен властями США к двум годам лишения свободы за разработку схемы, в которой трейдер, зная о предстоящих крупных сделках с валютой, провоцировал скачок курса и продавал скупленную заранее валюту по завышенному курсу.
  • В ходе дискуссии обсуждалась также сделка «Роснефти» в 2014 году, говорит один источник Reuters. Тогда российский валютный рынок испытал сильный шок, когда компания разместила облигации на 625 млрд рублей.
  • Встреча, на которой говорили о кодексе, состоялась 21 июня, в ней принимал участие директор департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России Валерий Лях. Источники Reuters говорят, что идея такого «коммуникационного канала» пока обсуждается, а решение будет принято не раньше следующего года.

Реакция рынка. Хотя речь идет не о законе, а кодексе, принципы которого не будут обязательными для соблюдения, предложение ЦБ вызвало негативную реакцию рынка. «Профучастники… скорее бы сделали себе харакири», — сказал источник Reuters.

Контекст. Инициатива сообщать о предстоящих сделках регулятору в России напоминает опыт других развивающихся стран.

  • В Китае трансграничные валютные сделки сверх определенного размера должны получать одобрение чиновников правительства, а компаниям необходимо получать разрешение валютного регулятора, чтобы конвертировать юани в иностранную валюту для покупок за границей.
  • В Индии таких формальных требований нет, но обычно игроки сообщают Резервному банку Индии о больших сделках.

В ситуации неопределенности из-за будущих санкций и динамики цен на нефть вопрос возможной девальвации российской валюты оказывается снова актуальным. И опыт декабря 2014 года, когда рубль опускался ниже 100 рублей за евро, показывает, что в некоторых ситуациях российским властям с трудом удается контролировать ситуацию на валютном рынке.


Егор Сонин