«Музей без людей становится складом»
Краеведческий музей — за отношения в новом формате. Вместо официальной пресс-конференции по итогам года — чай, кофе и плюшки разных форм и размеров в компании журналистов. На пресс-завтраке директор ТОКМ Святослав Перехожев рассказал о прошлом, настоящем и будущем Краеведческого музея и его филиалов. А также — об идеях, которые смогут сделать музейное искусство ближе к народу.
От Адама до Потсдама
«Чтобы мы не передохли, давали паёк в виде муки, рыбы, сахара и крупы. Печь, варить приходилось на кострах. Некоторые уже сумели в земле сделать печи. Норма была 200 граммов иждивенцу, 300 или 400 граммов детям. Туго приходилось. Запасы домашних продуктов у всех иссякли, перешли на паёк... Дело шло к августу. Поспевать стали шишки. Пойдёт отец с топором, срубит кедр, принесёт шишек, а мы их варим, печём. Так сбивали голод...» (фрагмент докудрамы «Восстание»)
Ни художественного текста, ни действующих лиц. Актеры просто читают документы. Но постановка держит зал в напряжении от начала и до финальных титров в зеркале на сцене. Докудрама «Восстание» — о Чаинском восстании крестьян, про которое не писали советские газеты — вполне могла бы идти в театре. Но ее поставили на музейных площадях. Так же, как и спектакль «Яшка» — об одной из первых русских женщин-офицеров Марии Бочкаревой, создавшей «Женский батальон смерти».
Кадр из спектакля-эскиза "Яшка" в ТОКМ Такие формы взаимодействия с аудиторией вполне вписываются в концепцию Томского областного краеведческого музея, считает его директор Святослав Перехожев. Сегодня ТОКМ — самое крупное учреждение культуры в Томске: помимо головного музея на Ленина, 75, в его состав входят и Мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД», и планетарий, и музей начала наук «Точка гравитации». Плюс четыре филиала — в Нарыме, Колпашеве, Асине, Подгорном. Плюс собственные архивы и библиотека. Отсюда — и многофункциональность.
Святослав Перехожев «В 20-х годах прошлого века краеведческие музеи стали идеологическим оружием новой советской власти, — говорит Святослав Перехожев. — И были им вплоть до 1991 года. Это подразумевало четкое наполнение из разряда «От Адама до Потсдама» — вот череп мамонта, а вот — предметы быта. В любом краеведческом музее любого населенного пункта России можно было увидеть одно и то же. В этом смысле показателен наш Колпашевский краеведческий музей — экспозицию в нем поставили в 1986 году, в разработке концепции участвовали ученые из ТГУ, все сделано по трафаретам. Этот филиал сам можно музеефицировать как «советский краеведческий музей». У нас рука не поднимается что-то там менять, использовать баннеры. Совсем другой подход был при создании «Точки гравитации» — это даже не музей, это — эксплуатариум, science-центр. Поэтому, когда мы думали над командой, которая будет работать здесь, принципиальным условием было, чтобы человек не был знаком с работой в советском музее. Чтобы здесь была немного другая корпоративная культура. И пока все получается».
Музей начала наук "Точка гравитации" Выставка одного дня
Последние пять лет музей жил согласно «дорожной карте». В 2012 году президент подписал указ, по которому государство должно было регулярно поднимать зарплату бюджетникам в сфере культуры, образования и медицины. А те должны были увеличить объемы и качество обслуживания. Сегодня средняя заработная плата в Краеведческом музее, по словам директора, составляет 28 тысяч рублей. Ну, а что касается показателей, то музей недавно достиг цифры в 400 тысяч посещений за год. Правда, здесь учтены не только посетители всех отделов и филиалов ТОКМ, но и выставок, которые проходили вне стен музея.
Василий Ханевич в музее "Следственная тюрьма НКВД"
Алена Шафер на съемках фильма о Марии Бочкаревой
Святочные гадания с Татьяной Назаренко и Мариной Лоскутовой
Александра Котенко рассказывает историю рая на танке
«Мы научились делать более 300 выставок в год, — говорит Святослав Перехожев. — Сначала это казалось невозможным, а потом мы нашли специальную технологию. У нас в каждом отделе появилась витрина, где проходила выставка одного предмета. Причем, мы могли выставлять новый экспонат каждый день. И оказалось, что это очень полезно для нас. Потому что некоторые предметы, возможно, никогда бы не вошли ни в одну экспозицию. При том, что сам по себе предмет мог быть очень интересным».
Так, например, оказавшаяся в витрине «выставки одного дня» лаконичная визитная карточка Григория Потанина стала однажды отправной точкой и завершающим штрихом к портрету «сибирского дедушки» из цикла «История одной вещи» на ТВ2. Эту перспективную практику в музее пообещали продолжать.
Музей без людей - склад
Следующие шесть лет Краеведческий музей будет работать уже в рамках национального проекта «Культура». И эффективность этой работы опять же будет измеряться в количествах посещений.
«С этим требованием я полностью согласен, — говорит Святослав Перехожев. — Если в музее нет людей, то это не музей, а склад. Понятно, что в самой миссии музея заложен конфликт — сохранять, изучать и экспонировать. Но любое изучение и представление противоречит условиям хранения — для хранителей важно, чтобы предмет лежал при определенной температуре и влажности, в коробочке из бескислотного картона. Так что здесь тонкая грань — и показать, и не навредить».
Помимо реальных, музей за шесть лет должен будет в пять раз увеличить и число виртуальных посетителей. При активной работе со всеми онлайн-платформами, а их у ТОКМ несколько — отдельные сайты головного музея, планетария, «Следственной тюрьмы НКВД», проекта «Сибиряки вольные и невольные» — сделать это реально. И первым шагом будет апгрейд мобильной версии — чтобы быть вместе с большинством, которое ходит в интернет при помощи смартфонов.
Ребрендинг ждет и сам музей. В 2020 году Томский краеведческий будет отмечать 100-летие. Поэтому уже сейчас ТОКМ готовит новую концепцию развития. Какой она будет — томичи узнают уже этой весной. Презентация запланирована на март, ко дню рождения музея.
«Согласно исследованиям, в музеи ходят только 10% населения, — говорит Святослав Перехожев. — Остальные 90% не приходят никогда и ни при каких условиях. Возможно, в этом вина музеев. А может у нас, как в пирамиде Маслоу, базовые потребности еще не закрыты. Наша задача — убедить людей в том, что музей это вид интеллектуального досуга, где можно получать интеллектуальное удовольствие. Для этого мы идем на эксперименты. Например, «Джаз в музейном саду» — это попытка привлечь в музей людей, которые просто так в него не приходили».
Чего хотят томичи
За завтраком представители томских СМИ поделились своим видением, каким должен быть музей и его взаимоотношения с публикой.
Татьяна Репина, радио «Томский благовест»: «Давно, когда я работала в школе учителем, я возила ребят в Америку. И я приехала оттуда с потрясением, что местечковые музеи — это место проходное. Не только для жителей, но и для школ, лицеев... Там все время поток людей идет и идет. Очень многие вещи там в доступе — не стоит бабушка, которая кричит — ой, не тронь! Когда я вернулась домой, я пошла в музей. Сказала, что хотела бы провести здесь урок. Спросила — есть ли что-нибудь, связанное, например, со школьной программой — предмет какой-то, который в витрине лежит и может стать объектом для этого урока? Мне везде сказали «нет». Спустя 25 лет — может, пора уже? Почему бы учителям и ученикам не выйти из стен школы? Не прийти в музей, не сесть на полу и нарисовать какие-то скетчи? Это могут быть уроки рисования, музыки, географии...»
Елена Фаткулина, «Томский обзор»: «На мой взгляд, надо продолжать работу со смотрителями — чтобы они были более дружелюбными к посетителям. На семейных посещениях это уже чувствуется — когда ребенок с родителями, его уже не воспринимают как угрозу...»
Александр Сакалов, ТВ2: «Мне кажется, музею надо усилить работу с блогерами. Честно скажу, в музее бываю нечасто. Но когда захожу — мне интересно. Ваша задача — меня сюда завлечь. Потому что, когда я потом выкладываю в своем аккаунте фоточки с каким-нибудь экспонатом, мне сразу пишут — где это?»
Святослав Перехожев ответил, что и работа с блогерами, и проведение эксклюзивных экскурсий, и составление музейных квестов в планах значатся. А вот с организацией выездных массовых программ на север области пока что есть сложности — без государственной поддержки внутренний туризм — удовольствие дорогое. Впрочем, повод заехать в Нарым у людей заинтересованных скоро, возможно, появится. В планах Краеведческого музея — организовать там арт-резиденцию. Чтобы у творческих натур из Томска и не только была возможность творить вдали от мирской суеты.
Если у вас есть свои предложения и пожелания, что можно изменить и улучшить в работе Томского краеведческого музея, делитесь ими в наших группах в соцсетях.