Открытость и политика
Уважаемая редакция!

Недавно глава Роскосмоса Дмитрий Олегович Рогозин заявил о том, что его поражает инфантильная открытость некоторых наших ученых. Комментируя дело арестованного ученого из ЦНИИмаша Виктора Кудрявцева, он пояснил: «В погоне за публикацией в иностранном журнале они готовы сливать даже стратегически важную информацию. Я всегда считал, что там, где речь идет об особо важных исследованиях, надо быть предельно осторожным. Не публикациями в журнальчиках должно измеряться значение исследовательской работы, а реальной пользой от внедрения ее результата на практике. Тем более странно, что это ученый в возрасте, а значит, давно должен знать, что к секретам надо относиться на „вы“» [1].
Вскоре его поддержал президент РАН Александр Михайлович Сергеев, который сказал, что при публикации результатов исследований работающим в оборонной сфере ученым следует помнить об Уголовном кодексе и тщательно выбирать, о чем стоит рассказывать. Президент РАН отметил, что у ученых заведомо есть желание прозвучать как можно более широко со своими новыми идеями, но до тех пор, пока между странами есть границы и геополитическое противостояние, каждое государство должно заботиться о своих интересах в области обороны и безопасности [2].
Так и чувствую злобное улюлюканье либералов, для которых любые ограничения на свободу обмена информацией — как красная тряпка для быка. Но, коллеги, мы должны мыслить честно и логически, независимо от наших идеологических пристрастий. Да, можно по-человечески пожалеть старого и больного дядечку, попавшего в тюрьму. Но геополитическое противостояние и шпионаж были, есть и будут, нельзя этого не учитывать. Поэтому мы не должны вести себя, словно дети, радующиеся, что смогли что-то сделать, и тут же бегущие рассказать об этом маме с папой. Мы уже не дети, а вокруг не мама и папа, а взрослые дяди с очень и очень разными намерениями.
Уважаемые начальники совершенно правы, в нас слишком много наивного инфантилизма и желания продемонстрировать окружающим свой незаурядный ум. Идеологически это усугубляется концепцией «общечеловеческой науки», которая призвана замылить наши национальные интересы.
Это всё так. Но я хотел бы еще раз обратить внимание на аспект проблемы, о котором уже не раз писал. Есть ведь не только инфантильность и пр., есть и чисто практические резоны у погони за публикациями в иностранных журналах. Резоны, увы, коренящиеся в нашей государственной политике.
Посудите сами, а как ученым, не будь они даже инфантильны и будь предельно патриотичны, не стремиться опубликоваться в иностранных журналах, когда сплошь и рядом наши государственные органы и организации требуют этого? Хочешь подать заявку на грант нормального размера — продемонстрируй наличие публикаций в журналах, индексируемых Web of Science. Отчитываешься по гранту — опять же вынь да положь публикации, да не простые, а желательно в журналах с квартилем Q2 или Q1. Ровно с тем же ты столкнешься, когда оценивают тебя ли лично или твою организацию. Наконец, и на государственном уровне показателем успешной реализации государственной политики является увеличение доли статей российских ученых в общемировом массиве публикаций, индексируемых Web of Science.
Конечно, мы понимаем, что эту вредную струю ориентации на иностранные базы данных привнес в государственную политику известный западник Дмитрий Ливанов, но ведь он уже более двух лет не министр, а воз и ныне там! Вот в минувшем году правительственный проектный офис требовал при подготовке национального проекта по науке ориентироваться на тот же иностранный продукт. Так что засевшие в правительстве либералы по-прежнему гнут свою линию.
В общем, нужно признать прямо, что наше государство своей политикой прямо подталкивает ученых публиковаться за рубежом. И получается, что одной рукой оно грозит ученым «Не разглашайте!», а другой подталкивает: «Давайте, публикуйтесь больше!» Мне кажется, что тут нужно выбрать какой-то один приоритет: национальные интересы или «общечеловеческая наука». Публикации в «журнальчиках» или реальная польза, которую приносит исследовательская работа за счет внедрения ее результатов на практике. И выбор тут для меня очевиден. А для вас?
Ваш Иван Экономов