Дата
Автор
Артем Земцов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Когда барин бьет морду извозчику, он не думает о колониальном дискурсе»


Антрополог Вадим Михайлин – о рабах и крепостных, «чужой» элите и «темном» народе, коллективизме очереди в СССР и воспроизводстве моделей поведения

Александр Красносельский. Сбор недоимок

31 января 1865 года в США была принята Тринадцатая поправка к Конституции, которая запрещала рабство; чуть позже она была ратифицирована большинством штатов. За четыре года до этого события, в 1861 году, в России было отменено крепостное право. Два этих института и их политэкономические основания постоянно сравниваются. Но сопоставимы ли культура и социальный статус русского крепостного крестьянина и американского раба?

О влиянии опыта крепостного состояния, ложном коллективизме, особенностях российской урбанизации и многом другом политолог Артем Земцов поговорил с Вадимом Михайлиным, филологом, антропологом, директором ЛИСКА (Лаборатории исторической, социальной и культурной антропологии) и профессором Саратовского государственного университета. Во многом это обсуждение построено вокруг исследования Михайлина «Лукавый и ленивый: раб как антропологическая проблема».

Вадим Михайлин. Фото: личный архив

– Почему вы сравниваете российский институт крепостного права именно с институтом рабства в США?

– Логика очень простая: рабство в Штатах и крепостничество в России – два феномена, которые закончили свое существование примерно в одно и то же время, в двух очень разных государствах, и оба эти института были устранены сверху. В обоих случаях существовали большие неравноправные группы людей, которые имели особый социальный статус с приписываемыми ему моделями поведения, стратегиями саморепрезентации. Их всегда сравнивали. Но, я считаю, при всех внешних сходствах и манипулятивном уподоблении российскими элитами крестьянина рабу, американское рабство и крепостное состояние – это принципиально разные явления.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.