Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Один игрок не должен быть равен всему государству»: главное из интервью первого зампреда ЦБ Ольги Скоробогатовой «Ведомостям»

Первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова дала большое интервью «Ведомостям» — основная часть разговора посвящена противостоянию регулятора со Сбербанком, хотя его название она ни разу не упомянула. ЦБ никогда не комментирует действующие банки, поэтому Сбербанк для Скоробогатовой, которая входит в его наблюдательный совет, как Волан-де-Морт, чье имя тоже нельзя называть, подтрунивает издание. Именно со Скоробогатовой возникает больше всего разногласий у Германа Грефа, рассказывал недавно источник The Bell в финансово-экономическом блоке правительства — она курирует в ЦБ финтех-проекты, а Сбербанку не нравится активное наступление регулятора в этой сфере.

Самые интересные моменты из интервью «Ведомостей»:

Главная цитата: «Один игрок не должен быть равен всему государству или всему финансовому рынку. Мы когда-то жили в такой парадигме, это привело к плачевным последствиям. Когда у вас вообще нет никакого выбора, рано или поздно банк начинает навязывать то, что он считает нужным, а не дает то, что нужно именно вам».

Зачем вообще ЦБ взялся за финтех-проекты?

ЦБ всегда был обеспокоен вопросом конкуренции на рынке и сейчас понимает, что без работы в этом направлении в России «останется всего лишь несколько игроков», говорит Скоробогатова. Без инфраструктурных решений ЦБ развитие современных сервисов сегодня под силу только «крупнейшим банкам, которые используют свою инфраструктуру для усиления своего монопольного положения», — отмечает она. Именно этим Скоробогатова объясняет то, что регулятор вместо того, чтобы просто следить за рынком, сам взялся за создание платформ вроде системы быстрых платежей, которая позволяет переводить деньги по номеру телефона на счет любого банка, и единой биометрической системы, предоставляющей возможность получать удаленные банковские услуги.

Что не так со сбором данных для единой биометрической системы?

Прошлой осенью Сбербанк запустил собственную систему сбора биометрических данных клиентов, и по темпам роста его база в разы опережает аналогичную государственную базу (ЕБС), за которую отвечает ЦБ. Оба проекта направлены на то, чтобы как можно больше банковских услуг клиенты могли получать, не заходя в отделение. Банки обязаны присоединиться к системе ЦБ: с этого года 20% их отделений должны принимать данные в Единой биометрической системе, а со следующего — все.

Скоробогатова официально подтвердила то, о чем уже писали «Ведомости»: «некоторые банки» вместо того, чтобы передавать биометрические данные клиентов в ЕБС, передают их в свою собственную систему. Тем самым, настаивает она, они вводят клиентов в заблуждение. «Если банк собирает данные в свою систему, то клиент об этом должен быть четко осведомлен. [...] мы все-таки хотим верить, что попытка банка собирать данные не в ЕБС, а в свою — это скорее заблуждение, а не намерение», — сказала она, но предупредила, что с каждым таким случаем ЦБ будет разбираться отдельно.

При этом она подчеркнула, что банки могут развивать частные системы для внутренних целей: «Мы никогда не говорили, что их не должно быть».

Кому нужна система быстрых платежей?

Разногласия между Сбербанком и ЦБ в последние годы случались регулярно, но сейчас главное противостояние развернулось именно вокруг системы быстрых платежей (СБП). За девять месяцев 2018 года россияне перевели таким образом около 19 трлн рублей – больше, чем потратили в магазинах, но из них почти 13 трлн пришлось на клиентов Сбера.

Цитата: «Если один игрок или два могут владеть всем платежным пространством, то это тоже рабство, как и зарплатное. И оно даже опаснее, — считает Скоробогатова. — Ведь все-таки платежи, особенно розничные, — это уже что-то повседневное, как чашка кофе по утрам».

Все банки должны иметь возможность предоставлять услугу онлайн-переводов, которые раньше «были доступны только нескольким игрокам», а сегодня перешли «в разряд повседневного сервиса», отмечает она. Преимущество платформы ЦБ Скоробогатова объяснила тарифной моделью, при которой стоимость переводов для банков будет «практически близка к нулю», в то время как сервисы коммерческих банков оказывают услуги «под 1% и более».

Почему банки должны снижать тарифы по картам «Мир»?

ЦБ считает, что национальные карты должны обходиться россиянам дешевле международных, выяснилось из интервью. Не все банки продают пакеты услуг по картам «Мир» по более низким ценам, сказала Скоробогатова. И регулятор ведет диалог с «банками, чтобы тарифы для клиентов-физлиц по картам «Мир» были ниже по сравнению с тарифами по картам международных платежных систем».

Обяжет ли регулятор игроков снизить тарифы по «Миру», неизвестно. «Мы пока только обсуждаем это», — сказала представитель ЦБ. Правда, сами банкиры считают, что им продвигать карты «Мир» невыгодно, пишут «Ведомости» со ссылкой на участников рынка.

Лиана Фаизова