Дата
Автор
Константин Гайворонский
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Одна страна – две России. Могли ли красные и белые договориться о сосуществовании?


4 февраля 1919 года советское правительство ответило согласием на призыв Антанты к воюющим в России сторонам сесть за стол переговоров. Появился крохотный шанс перевести Гражданскую войну в режим более или менее мирного сосуществования красных и белых по принципу «одна страна – две системы». О серьезности намерений Москвы говорило согласие признать российские долги Западу, предоставить концессии и умерить пыл пропаганды в Европе. Почему же ничего не вышло?

Что делать с большевизмом?

К началу 1919 года у лидеров Антанты выкристаллизовалось два подхода к российской проблеме: линия Черчилля и линия Ллойд Джорджа. Военный министр Британии Уинстон Черчилль настаивал на скорейшем разгроме Советской России. Помимо той опасности, которую, по его мнению, представляла для цивилизации сама большевистская идеология, он учитывал и геополитические соображения. Не пройдет и 10 лет, говорил Черчилль, как Германия вернет себе былую мощь, и только восстановление дружественной Антанте России предотвратит повторение 1914 года. Если сейчас упустить шанс на победу белых, лояльные западным союзникам люди еще долго не придут к власти в этой стране, и «в мире не будет ни мира, ни победы».

С Черчиллем были солидарны французы. Конечно, заявление о признании большевиками царских долгов произвело в Париже известное впечатление, тем более что за годы Первой мировой Париж сам сильно задолжал Америке… Но французы и слышать не хотели о соглашении с людьми, которые однажды уже подписали Брестский мир с немцами. А если они снова заключат союз с Германией? Все жертвы только что закончившейся войны окажутся напрасными, придется все начинать снова… Нет, большевикам не место на исторической сцене.

У британского премьера Дэвида Ллойд Джорджа не было возражений против свержения большевиков. У него были вопросы по процедуре. Каким образом вы собираетесь этого достичь? В Париже, где лидеры Антанты решали судьбу послевоенной Европы, военные вчерне прикинули план интервенции: получалось, что потребно не менее 400 тысяч штыков. На первый взгляд, цифра была посильной: у союзников столько было на одном Салоникском фронте, ближайшем к Черному морю. Но Ллойд Джордж только усмехался. «Мой дорогой друг, наши солдаты не пойдут в Россию и даже в Берлин: это просто факт», – говорил он французскому премьеру Клемансо. Скоро тот убедился в правоте коллеги: весной 1919 года французская дивизия, высаженная в Одессе, разложилась при первом же соприкосновении с красными частями, а на французских кораблях в Черном море вспыхнуло восстание.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.