Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

В Уфе прекращено уголовное преследование за публикации на сайте "Шуры мусульман Республики Башкортостан"

Суд прекратил уголовное дело Амина Шаяхметова в связи с декриминализацией ст. 282 УК.

В феврале 2019 года стало известно, что 14 января Кировский районный суд Уфы прекратил за отсутствием состава преступления дело 35-летнего Амина Шаяхметова, обвинявшегося в возбуждении ненависти и унижении достоинства по признакам национальности, языка, отношения к религии (ч. 1 ст. 282 УК). Такое решение суд принял в связи с частичной декриминализацией этой уголовно-правовой нормы.

Шаяхметов обвинялся в публикации с января 2015 по январь 2016 года шести текстов на сайте shurarb.ru. Этот ресурс, ныне не функционирующий, принадлежал организации "Шура мусульман Республики Башкортостан". В июне 2017 года суд признал опубликованные Шаяхметовым тексты "Что выбрать: обычный ислам или суфизм?", "Обязательные или желательные условия покаяния", "Принцип приверженности и непричастности. Часть 1", "Тайны даджаля", "Шейх Фаузан о том, почему страдают мусульмане" и "Почему неверные направляются Аллахом против мусульман?" экстремистскими материалами. Вскоре после запрета статей – в августе 2017 года – организация объявила о самороспуске.

Уголовное дело в отношении Шаяхметова Кировский районный суд рассмотрел еще в августе 2018 года и прекратил его с назначением судебного штрафа в размере 25 тыс. рублей. Однако это решение было обжаловано прокуратурой, и в ноябре Верховный суд Башкортостана направил дело обратно в районный суд на новое рассмотрение.

О прекращении дела за отсутствием состава преступления в январе 2019 года ходатайствовала сторона защиты. Согласно решению суда, Шаяхметову должны быть возвращены изъятые у него в ходе следствия два мобильных телефона и два ноутбука, а книги, компакт-диски, брошюры, договор субаренды и папка с документами подлежат уничтожению.

Мы не готовы дать однозначную оценку правомерности уголовного преследования Шаяхметова. С нашей точки зрения, для запрета трех опубликованных им текстов не было достаточных оснований, в одном действительно можно усмотреть противоправный призыв к дискриминации по религиозному признаку, а еще с двумя текстами нам не удалось ознакомиться. Подробнее об этом запрете см. здесь.

Источники