Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

В Москве задержан основатель инвесткомпании Baring Vostok

В Москве задержан основатель и многолетний руководитель крупнейшего фонда прямых иностранных инвестиций в Россию Baring Vostok Майкл Kалви. Ему и еще нескольким топ-менеджерам фонда предъявили обвинения в хищении 2,5 млрд рублей из банка «Восточный». С 2017 года Baring вовлечен в конфликт со вторым акционером банка, экс-совладельцем «Юниаструма» Артемом Аветисяном.

Подробнее. Басманный суд может заключить Калви и еще пятерых задержанных под стражу уже сегодня. Следствие просит арестовать самого Калви, партнера компании Вагана Абгаряна, партнера по финансовому сектору Филиппа Дельпаля, советника президента Вятка-банка Алексея Кордичева, директора Baring Vostok по инвестициям Ивана Зюзина и Максима Владимирова, сообщил «Интерфакс».

  • Дело было возбуждено «в рамках коммерческого спора по банку "Восточный"», говорится в заявлении Baring Vostok. Инвесткомпании совместно с фондом Russia Partners принадлежит 52% акций банка.
  • «Они [Baring] договорились с ЦБ о дополнительных инвестициях в банк для повышения его капитала. А у Аветисяна денег [на выкуп допэмиссии] нет, но есть связи в ФСБ», — сказал The Bell источник, хорошо знакомый с одним из участников конфликта. Он добавляет, что, по словам Аветисяна, у него есть неопровержимые доказательства вывода денег из «Восточного».
  • Калви — гражданин США, следует из списка лиц, под контролем которых находится банк «Восточный». Кордичев в 2013-2018 годах был председателем правления, а затем советником председателя правления банка.
  • Всем шести задержанным инкриминируется ч.4 ст. 159 УК (мошенничество, совершенное в особо крупном размере). Следователь по делу заявил в суде, что речь о хищении 2,5 млрд рублей из банка.
  • Расследованием занимается центральный аппарат Следственного комитета при сопровождении ФСБ.

Почему это важно. Baring Vostok Capital Partners — один из крупнейших и старейших западных фондов прямых инвестиций, специализирующихся на инвестициях в российские активы. BVCP был основан бывшим сотрудником ЕБРР и инвестбанка Salomon Brothers Майклом Калви в 1994 году.

За 25 лет BVCP поднял шесть фондов для инвестиций в Россию на общую сумму $3,7 млрд. Самая известная и удачная инвестиция Baring в России — «Яндекс»: в 2000 году фонд купил 35% акций поисковика за $5,28 млн, а на последующей продаже своего пакета заработал больше $1 млрд. В числе других портфельных компаний Baring были «Вымпелком», СТС Media, Avito, Тинькофф Банк и несколько десятков других.

Конфликт. С 2017 года Baring вовлечен в акционерный конфликт вокруг «Восточного» (32-й в России банк по чистым активам). Baring вместе с инвестфондом Russia Partners владеют 52% акций банка, второй крупнейший акционер — Артем Аветисян, экс-совладелец банка «Юниаструм», присоединенного к «Восточному» в начале 2017 года.

  • Причина конфликта — допэмиссия на 5 млрд рублей, необходимая банку для выполнения нормативов ЦБ. Baring, который стал контролирующим акционером банка по стечению обстоятельств, не хотел ее выкупать и увеличивать свой пакет. Аветисян, напротив, хотел бы выкупить допэмиссию и получить контроль над банком, но у него нет на это денег, писал «Коммерсант».
  • В декабре 2018 года «Восточный» согласовал с ЦБ план формирования дополнительных резервов, предполагающих в том числе проведение той самой допэмиссии на 5 млрд рублей. Baring и Russia Partners объявили, что готовы выкупить ее полностью. Чтобы Аветисян тоже смог поучаствовать в допэмиссии, акционеры решили перенести ее на апрель.
  • Уже после задержания Калви Baring Vostok заявил, что планирует выполнить все взятые на себя обязательства по финансированию допэмиссии.

Реакция. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков сказал, что президент не знает о задержании Калви. Вице-премьер Антон Силуанов заявил, что в деле «нужно разобраться». Глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев заявил, что готов поручиться за Калви.

Цитата: «Если это мошенничество, что тут можно сказать: не надо нарушать законодательство. Надо просто разобраться, если подтвердятся факты, никто не может дать поблажки нарушителям», — Антон Силуанов.

Петр Мироненко, Сергей Смирнов