Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Заявитель по делу Baring рассказал о претензиях к Майклу Калви

Заявитель по делу Baring Vostok, акционер банка «Восточный» Шерзод Юсупов впервые рассказал о своей позиции «Ведомостям». Главная претензия Юсупова к Майклу Калви и другим обвиняемым — то, что устав компании ITFG, которую «Восточный» получил за долг в 2,5 млрд рублей, ограничивал выплаты ее акционерам несколькими тысячами долларов. Калви в суде утверждал, что этот пункт из устава был удален.

Подробнее. В начале 2017 года банк «Восточный» получил от компании «Первое коллекторское бюро» (ПКБ) в качестве отступных по долгу в 2,5 млрд рублей 59,9% акций люксембургской компании ITFG. Но весной 2018 года аудитор «Восточного», PwC, выяснил, что устав ITFG накладывает на акции серьезные ограничения, рассказал «Ведомостям» Юсупов. Выплата дивидендов акционерам, а также любые выплаты при ликвидации компании, по его словам, были ограничены несколькими тысячами долларов. После внутреннего рассследования и получения заключения от люксембургских юристов Юсупов подал заявление.

Калви признавал в суде, что в уставе ITFG были ограничения, которые могли негативно повлиять на оценку акций, но он утверждал, что уже после сделки этот пункт устава был отменен. Впрочем, даже при его наличии оценка компании в 600 тысяч рублей не могла быть адекватной, ее минимальная чистая прибыль составляла $100 млн, говорил Калви. Правда, согласно отчетности компании, ее прибыль была в несколько раз ниже — 1,5 млрд рублей в 2016 году.

Версия Юсупова еще в нескольких местах вступает в прямое противоречие с показаниями Калви.

  • Калви на суде утверждал, что Юсупов принимал личное участие в переговорах с ПКБ о сделке с ITFG. Сам Юсупов сказал «Ведомостям», что «это ложь», в переговорах он не участвовал, а гендиректора ПКБ Максима Владимирова впервые увидел по ТВ в зале суда.
  • Калви объясняет появление уголовного дела конфликтом Baring с Юсуповым и его партнером Артемом Аветисяном, с которыми фонд начал разбирательство в Лондонском международном третейском суде по подозрению в мошенничестве в десятке сделок. Юсупов заявил «Ведомостям», что «наши требования к структурам, подконтрольным Baring Vostok, в Лондонском суде в несколько раз превышают претензии фонда по отношению к нам».

В версии Юсупова есть и как минимум одна внутренняя нестыковка. На вопрос «Ведомостей», почему «Восточный», уже будучи контролирующим акционером IFTG, сам не изменил устав, Юсупов заявил: «Банк находился и находится под контролем Baring Vostok. Видимо, не было никакого желания исправлять «технические ошибки». В то же время, по словам самого Юсупова, департамент внутреннего аудита «Восточного» проводил внутреннее расследование ситуации. Как писал «Коммерсант», контроль над советом директоров и менеджментом «Восточного» в 2018 году переходил из рук в руки. С сентября 2018 года банк возглавили выходец из принадлежавшего ранее Аветисяну «Юниаструма» Александр Нестеренко и Вячеслав Арутюнян.

Контекст. В субботу основатель Baring Vostok Майкл Калви был арестован до 13 февраля по делу о хищении 2,5 млрд из банка «Восточный». Уголовное дело было заведено на фоне конфликта Baring (совместно с фондом Russia Partners владеет 52% банка) со вторым акционером «Восточного» Артемом Аветисяном (32%). Подробно о конфликте мы писали здесь.

Петр Мироненко