Преподобномученик Сергий (Букашкин)

Гонения советской власти на Русскую церковь были таковы, что не то что сказать о своей вере, но даже молча следовать ей было подвигом. Прославленные в лике святых новомученики и исповедники не поступились ничем: верили, молились и безропотно шли на свои голгофы.
«Полит.ру» вспоминает тех, кто отдал свою жизнь за веру и чьими молитвами жива Русская церковь — даже если кроме имени до нас почти ничего не дошло.
Публикации подготовлены Кириллом Харатьяном (включен российскими властями в реестр иностранных агентов).
Преподобномученик Сергий (Букашкин) Когда Ивану Букашкину исполнилось 13 лет, родители отдали его в Чудов монастырь в Москве – послушником, он исполнял клиросное послушание. В обители окончил учительскую семинарию. 14 июня 1914 года Иван Васильевич был пострижен в монашество с именем Сергий и назначен учителем монастырской послушнической школы. В 1916 году монах Сергий был переведен в Московский Покровский монастырь и в том же году рукоположен во иеродиакона.
В 1919 году иеродиакон Сергий был назначен служить в Преображенский храм села Спас-Осташевского Волоколамского уезда; в 1930 году рукоположен во иеромонаха к той же церкви. В феврале 1937 года переведен в храм села Ново-Александровка Шаховского района Московской области.
В январе 1938 года сотрудники НКВД допросили дежурных свидетелей, председателя и секретаря сельсовета. Иеромонах Сергий, показали они, говорил, что «выборы в Верховный Совет – это одна формальность, взять бюллетень с готовым депутатом и опустить в урну. По конституции: голосуй за кого хочешь, а на деле – на каждом шагу навязывают голосовать за ранее выбранных уже кандидатов»; «Нас и так советская власть разорила налогом, а тут вот еще неправильно меня обложили, это просто одно издевательство над духовенством... Вынуждаете меня ходить по вашим учреждениям и искать правды, которой концов нигде не найдешь, один обман и больше ничего»; «Советская власть сейчас так обрушилась на духовенство, что просто никакого житья не стало. Священников всюду и везде арестовывают и православную веру хотят ликвидировать окончательно».
16 февраля 1938 года иеромонах Сергий был арестован:
— Вы в декабре 1937 года в помещении избирательного участка Ново-Александровского сельсовета по вопросу выборов в Верховный Совет имели недовольство... относительно избранных депутатов в Верховный Совет? — Относительно конституции и избранных депутатов я ничего не говорил, — ответил священник.
— Вы в декабре 1937 года в помещении Ново-Александровского сельсовета относительно обложения налогом выражали недовольство и вражду к существующему строю?
— В декабре 1937 года я в Ново-Александровском сельсовете не был и недовольства и вражды к существующему строю не имел и ничего никому не говорил.
— Вам предъявляется обвинение в контрреволюционной агитации против проводимых партией и советской властью мероприятий. Признаете ли себя виновным?
— В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю.
18 февраля следствие было закончено. 27 февраля тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Иеромонах Сергий (Букашкин) был расстрелян 7 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово.