«Закон одного оппозиционера»: как будут наказывать за явное неуважение к власти в России
Поправки в закон, позволяющие наказывать людей, которые не уважают власть, приняты в Совете Федерации. Теперь многие недоумевают. Юрист Сергей Рябцев заверяет, что самому ему не страшно, ведь он удалять посты, критикующие власть, не собирается. Как и прекращать писать новые. Позиция Сергея − заставить уважать кого-либо невозможно. Даже юридически.
«Власть боится по нескольким причинам. На сегодняшний день те вещи, которые происходят уже ей не контролируются. Поэтому, чтобы прикрыть себя, принимаются дурные законы. Котел, который перегревается, они закручивают болтами. И когда думают, что он не рванет, то они достаточно неправильно поступают. А для того, чтобы взорваться до бунта, как в странах Магриба, достаточно недели», − делится с Новостями ТВК юрист Сергей Рябцев.
Но закон прошел уже две палаты парламента. И был поддержан. А значит, что после подписи президента ему придется следовать. Вся эта история с запретом на критику некоторым напоминает известный роман Джорджа Оруэла «1984». Когда взгляды человека рушатся под давлением власти и страха, и наступает новая эра тоталитаризма.
И, кажется, что роман обретает смысл в наших реалиях. Социологи поясняют, что 84% населения − это так называемые люди середины. Они неактивны и ведомы. А ведут их всего 16% россиян. 2% из которых, оппозиционно настроены. Однако, сейчас большой процент и тех, и других сошлись во мнениях, что новый закон − это прямая цензура.
Специалисты уверены, что всех поголовно штрафовать и наказывать не будут. Это будет избирательный закон. Недаром в сети документ уже назвали «законом одного оппозиционера».
Директор информационного издания Илья Лабунский поясняет, что, скорее всего, жесткой цензуре и наказанию будут подвергаться не все публикации, а только посты тех, кто реально может сформировать общественное мнение. Для этого есть и кибердружины и многие другие инструменты.
«Этот закон принимается для того, чтобы наказывать избирательно. Тех, кого надо заставить молчать, кто является примером для общества. И все остальные последуют его примеру и замолчат, если увидят, что и для них есть какие-то риски. Все пытаются решить типично российскими методами − запретить все», − поделился с Новостями ТВК директор интернет-издания «Проспект Мира» Илья Лабунский.
А IT-специалисты и вовсе придерживаются мнения, что теперь интернет в стране будет работать как одна большая корпоративная сеть.
«Есть целая группа программных продуктов, которые отслеживают социальную репутацию. По ключевым словам и контексту программы определяют позитивный или негативный контекст, насколько быстро на него реагируют, насколько быстро его лайкают и репостят. Думаю, примерно такая же ситуация будет и с исполнением данного закона», − поделился с Новостями ТВК специалист в области IT-технологии Максим Багаев.
Самое большое удивление закон вызвал у юристов. Они сомневаются, что он вообще способен работать. Ведь ни в одном документе и правовом акте не прописана формулировка «явное неуважение».
«В этих новых пакетах есть формулировки которые нельзя назвать четкими и определенными. Один полицейский скажет − "тут явное неуважение", а другой скажет − неявное. А где это написано? Этого не существует. Со словом "неуважение" тоже вопрос. Я такого не слышал ни разу, мол, ты меня уважаешь? Уважаю. Получается, есть несколько категорий, а где они? Они нигде не прописаны», − рассказал Новостям ТВК адвокат первой Красноярской коллегии адвокатов Владимир Васин.
Совет по правам человека при президенте тоже против. На этой неделе правозащитники обратились к Владимиру Путину с тем, что поддерживать такой закон нельзя. Он противоречит Конституции.
Журналисты в Москве проводят митинг за свободу интернета. Политологи утверждают, что законом власть пытается хоть как-то спасти пикирующий рейтинг доверия населения. Даже провластные СМИ пишут, что власть хочет добиться, чтобы люди ненавидели молча.
А что те, кто закон поддерживают? Продолжают шутить. То ли над народом, то ли над собой. Вот, например Валентина Матвиенко:
«Покритикуешь власть − попадаешь под закон об оскорблении власти. Похвалишь − попадаешь под закон о фейковых новостях», − зачитывает шутки из интернета спикер Совета Федерации.
В ответ все в зале смеются.