Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Хороший авторитарный лидер»: Назарбаев подал пример транзита власти

19 марта 2019 года в 19 часов по местному времени президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил об отставке. Президентские обязанности Назарбаев передал давнему соратнику, спикеру верхней палаты Касым-Жомарту Токаеву. Сам Назарбаев пожизненно сохранит полномочия председателя Совбеза страны, а также останется лидером правящей партии «Нур Отан».

Фото: kremlin.ru

Главное

  • Свое решение Назарбаев согласовал с Владимиром Путиным, уверены опрошенные The Bell политологи и источники в госведомствах.
  • Последний хороший шанс лично обсудить транзит власти в Казахстане у них был осенью 2018 года, когда президенты встречались дважды менее чем за месяц — в конце октября и в начале ноября. С тех пор до конца года Путин и Назарбаев еще трижды разговаривали по телефону. Всего за 2018 год президенты пообщались в разных форматах 16 раз.
  • Быстрых изменений в отношениях с Россией собеседники The Bell не ждут: транзит власти был хорошо подготовлен, в Кремле понимают, что Назарбаев не до конца отходит от власти.

Сотрудник одного из российских ведомств, отвечающий за политику в Средней Азии

«Точный сценарий транзита власти в Казахстане неизвестен, решение остается за одним человеком, который известен своей труднопредсказуемостью. В числе потенциальных претендентов на президентский пост из тех, кто сейчас есть в поле зрения, — и.о. президента Касым-Жомарт Токаев, Дарига Назарбаева и, пожалуй, всё. Токаев вовсе не обязательно представляет собой техническую фигуру — помимо внушительной биографии он известен как одно из самых доверенных лиц Назарбаева».

Аркадий Дубнов, независимый эксперт по Центральной Азии

Предпосылок для такого решения было достаточно. Когда пожилому человеку все время публично напоминают, что он скоро должен уйти в мир иной, и все обсуждают вопросы преемника, слушать это малоприятно. Лучше покончить с процессом и успокоить народ и самому возглавить процесс. Назарбаев – мудрый политик, он понимает, что должен был обеспечить более надежный процесс транзита, чем произошло в Узбекистане. [Ислам] Каримов не обозначил переходного транзита. Назарбаев учел эти уроки. Он оставляет страну при себе, остается лидером, причем формальным. Полномочия председателя Совбеза выше, чем у действующего президента страны. Он казахский Дэн Сяопин. Прецедент Казахстана уникальный в том, что происходит согласно конституции. Ничего подобного в окружающем пространстве еще не происходило.

У Назарбаева сегодня с Путиным состоялся телефонный разговор по инициативе Назарбаева (думаю, что это произошло еще до объявления отставки). Это интеллигентно выглядело – почти так же, как разговор Ельцина с Бушем [31 декабря 1999 года]. Я более чем уверен, что эти шаги Назарбаев не согласовывает с Путиным, а ставит его в известность. Для Путина это не является сенсацией или ударом – он понимал, что рано или поздно это случится. Давали понять, что сценарий готовится и будет реализован в самые короткие сроки.

В отличие от России, у Назарбаева нет ни одного регионального суверена подобного тому, что есть у Москвы в Грозном, когда Москва не может ему фактически ни в чем противоречить и он является практически параллельным центром силы, о котором никто не знает, как он себя поведет в аналогичной ситуации.

Глеб Павловский, независимый политолог

Согласовано с Кремлем это решение не было, но Назарбаев очень осторожен. Он вынужден лавировать между Россией и Китаем, потому что давно опасается, что после него Казахстан просто разорвут на куски — северный и южный. В той или иной форме, необязательно территориально. Думаю, что он как-то информировал Путина.

Внешняя политика России сейчас – политика наращивания «турбулентности», которая считает своим достижением, если ей удается подорвать баланс в том или ином регионе, явно для всех выступив инициатором. Это рассматривается как признак силы. Скорее всего, Москва и довольна, и встревожена уходом Назарбаева. Россия и Казахстан выступают как неявные сателлиты Китая, а сателлит не может проглотить сателлита без согласия патрона. Возникает определенный вакуум. В такой ситуации Кремль будет испытывать соблазн вмешаться в дела, он просто не может иначе, так устроен.

Внутри Казахстана начнется игра — новый врио не является консенсусной фигурой, да и в Казахстане вообще нет такого понятия, это довольно плюралистическое общество. Назарбаев будет нужен. Он останется за спиной врио. Если послушать то, что он говорил, то непонятно, откуда он вообще уходит. Он начал с того, что остается первым президентом – интересный момент: первый президент остается, а теперь еще появляется президент, который будет управлять страной. Он также остается руководителем правящей партии, председателем Совбеза и т.д. Тем не менее, конечно, это транзит власти. И он уже идет какое-то время. Он уже полуоткрыт в течение нескольких лет: Назарбаев примеривается, присматривается.

Наши власти не воспринимают это как пример. Определенные уровни нашей номенклатуры, конечно, будут внимательно смотреть так на Казахстан. Наверное, и кто-то в окружении Путина. Но Москва считает, что она сама является для себя эталоном. Это не будет обсуждаться как вариант.

Григорий Голосов, декан факультета политических наук Европейского университета в Санкт-Петербурге

«Назарбаев давно готовил отход от власти. В 2017 году он провел конституционную реформу, которая ограничила президентские полномочия, так что теперь в Казахстане — система, которая ближе к парламентской. Поэтому и следующим лидером будет, скорее, премьер-министр, чем президент.

Совершенно очевидно, что преемником Назарбаева будет лояльный ему человек, а сам Назарбаев еще долгое время будет его контролировать, но при этом — перестанет нести прямую политическую ответственность за происходящее в стране. Именно такой сценарий постепенной передачи власти Назарбаев долго и сознательно готовил.

Основные каналы влияния Назарбаева будут, скорее, неформальными, но удержание такой позиции, как глава Совета безопасности, — тоже будет небесполезным для него. Здесь Назарбаев, вероятно, берет пример с других авторитарных правителей вроде Дэн Сяопина, который возглавлял Центральный военный совет КНР, являясь де-факто руководителем партии и государства, но не занимая при этом других высших официальных постов.

Кто именно будет преемником Назарбаева, судить сложно. Но, по моим наблюдениям, Назарбаев в последние годы вполне искренне говорил, что не собирается передавать власть по наследству. Как мне кажется, с дочерьми у него всегда были непростые отношения, и в конце концов он убедился, что лучше положиться на стороннюю кандидатуру.

Назарбаев впишет себя в историю как хороший авторитарный лидер, который никогда никого особо не репрессировал, проявлял себя как разумный руководитель, не впадал в зависимость ни от кого от внешнеполитических партнеров, но при этом со всеми поддерживал корректные отношения. Он внес большой вклад в формирование казахской идентичности, а культ личности хоть и насаждал, но умеренно. Если попробовать охарактеризовать его правление одним словом, это будет слово «взвешенность». У казахов от Назарбаева останутся скорее положительные эмоции. А поскольку он был первым главой независимого Казахстана, вспоминать его будут как основателя государства.

Каких-то немедленных изменений в отношениях России и Казахстана я не жду, в силу того, что Назарбаев долго подготавливал это решение, Кремль понимает, что он не до конца отходит от власти и преемственность сохранится».

Андрей Суздальцев, доцент ВШЭ

«Возраст берет свое, всегда возникали вопросы, есть ли в Казахстане какой-то механизм реальной передачи власти. Это очень сложная республика со своими проблемами, и Назарбаев всегда своей фигурой эти негативные процессы сдерживал. Еще надо учитывать, что в Казахстане очень сильна региональная элита. Ему на смену нужна фигура, которая могла бы всю эту структуру поддерживать.

Когда Назарбаев неделю назад отправил в отставку правительство, объявив расплывчато о причинах — плохо заботилось о народе и не решало социально-экономические проблемы, возникло ощущение, что что-то назревает. Добровольная передача власти, да еще и не члену семьи — необычный и достойный шаг для центральноазиатской страны, возможно, Казахстан зарождает эту традицию.

Это решение наверняка поддерживается Москвой и США (год назад Назарбаев был в Вашингтоне). Скорее всего, Назарбаев уже презентовал всем — и России, и Западу — своего преемника. Все сделано так, чтобы с важнейшими партнерами проблем не возникало.

Мы прекрасно понимаем, что у нас тоже готовится транзит власти. У нас ведь уже был такой опыт — отставка Ельцина. Но в случае с Назарбаевым это, наверное, более продуманно».

Аббас Галлямов, политтехнолог

«Учитывая высокий уровень запроса на новые лица в политике, имеющийся в России, Кремлю уход Назарбаева невыгоден. Он создает определенные общественные ожидания в отношении Путина по принципу: раз даже такие патриархи, как Назарбаев, уходят, то и нашему нечего засиживаться.

Думаю, чтобы люди не проводили параллелей между Назарбаевым и Путиным, Кремль постарается провести параллель между Назарбаевым и Ельциным, демонстрируя, что это не мы отстаем в части смены лидера от Казахстана, а он от нас. Дескать, мы первого на второго поменяли 19 лет назад, а они — только что».

Лиана Фаизова, Петр Мироненко, Ирина Малкова