Дата
Автор
Таисия Бекбулатова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«У всех проблема с рейтингами, плюс у многих — с силовиками»

Почему Кремль меняет губернаторов перед осенними выборами

Наиль Фаттахов / ТАСС / Scanpix / LETA Временно исполняющий обязанности губернатора Челябинской области Алексей Текслер, полномочный представитель президента РФ в Уральском федеральном округе Николай Цуканов и бывший губернатор Челябинской области Борис Дубровский. 20 марта 2019 года

19 и 20 марта в отставку ушли главы сразу трех субъектов РФ — Челябинской области, Калмыкии и Республики Алтай. В ближайшее время свои посты могут оставить еще несколько руководителей российских регионов. Эксперты объясняют, что отставки связаны с высоким антирейтингом губернаторов и конфликтами на территории их регионов, которые могут создать для Кремля сложности на сентябрьских выборах.

В рамках традиционной «пакетной» отставки свои посты оставили губернатор Челябинской области Борис Дубровский, глава Калмыкии Алексей Орлов, глава Республики Алтай Александр Бердников; СМИ также сообщили, что заявление об уходе уже написала губернатор Мурманской области Марина Ковтун. Губернатор Оренбургской области Юрий Берг, чью отставку предрекали региональные СМИ, опроверг эти сообщения, но не исключено, что до конца недели список отставников пополнится новыми фамилиями.

Обновлено. Утром 21 марта губернаторы Мурманской и Оренбургской областей подали в отставку.

Президент Владимир Путин уже назначил временно исполняющим обязанности главы Калмыкии кикбоксера, обладателя многочисленных титулов и бывшего члена Совета Федерации 38-летнего Бату Хасикова. Временным главой Республики Алтай стал 46-летний председатель некоммерческого партнерства ГЛОНАСС, уроженец Алтайского края (это соседний регион) Олег Хорохордин. Исполняющим обязанности главы Челябинской области назначен заместитель министра энергетики 46-летний Алексей Текслер, уроженец Челябинска.

«Властям приходится задумываться о рейтинге губернаторов»

Политологи и политтехнологи указывают, что у всех ушедших в отставку губернаторов были проблемы с рейтингом, а также конфликты с другими игроками в возглавляемых ими регионах. «Убирают всех губернаторов с высоким антирейтингом. Прошлогодняя история [когда в Хабаровском крае и Владимирской области выиграли выдвиженцы оппозиции, а в Приморье пришлось провести повторные выборы] показала, что они могут спровоцировать протестное голосование даже в отсутствие реальных конкурентов. Муниципальный фильтр перестает быть универсальным средством защиты от электоральных неприятностей и властям приходится задумываться о рейтингах своих кандидатов», — говорит политконсультант, бывший заместитель руководителя администрации президента Башкирии Аббас Галлямов.

Политтехнолог, бывший сотрудник администрации президента Андрей Колядин напоминает, что отставки в этих регионах прогнозировались — там уже давно были заметные межэлитные конфликты. «То, что творилось в последнее время в Челябинске во внутренней политике — это ад и Пакистан. При Дубровском внутриполитические проблемы, которым он не уделял достаточно внимания, приобрели буквально разрушающий характер, — объясняет он. — То, что происходило с Мариной Ковтун, то, что творилось вокруг Бердникова со всеми этими экологическими проблемами с вырубкой лесов и так далее — это был постоянный бой в информационном пространстве. Ковтун вообще „сажали в тюрьму“ и „отправляли в отставку“ [в СМИ] чуть ли не еженедельно, причем прямо на территории региона».

Политолог Александр Кынев отмечает, что отставки спровоцированы совокупностью причин. «У них всех проблема с рейтингами, плюс у многих проблема с силовиками — не последние люди из их команд за последние пару лет оказались фигурантами различных скандалов. То есть это сочетание электоральных проблем и самых разных конфликтов с элитами, общественниками и силовиками», — объясняет он.

«Губернаторов придется менять все чаще»

Андрей Колядин отмечает, что «пакетные» отставки проходят либо весной, либо осенью. «Первая волна была в октябре, пачка из восьми регионов, и сейчас вторая, — добавляет Кынев. — В этом есть логика в условиях, когда недовольство на местах резко выросло. Раньше считалось, что дополнительное время во главе региона позволяет [назначенцу перед выборами] лучше раскрутиться. Но в новых условиях чем больше проходит времени, тем больше наступает разочарования. Так что на выборах будет восемь регионов, где главы сидят уже год, и будут более свеженькие, где больше позитивных ожиданий, — будет интересно посмотреть, будет ли разница в результатах».

По мнению Александра Кынева, в некоторых регионах, где главы были назначены в октябре, «эффект позитива уже близок к исчерпанию», — в частности, в Санкт-Петербурге и Забайкалье. «Чем хуже ситуация, тем более это скоропортящийся товар, — говорит про губернаторов Кынев. — Сейчас это история короткая. Если пойти дальше, их придется менять все чаще». При этом он отмечает, что с таким подходом есть очевидные проблемы — в частности, «скамейка запасных не бесконечна».

Стратегии на будущее у Кремля нет

Эксперты считают, что, выбирая новых глав регионов, Кремль ориентируется на фигуры, которые, в первую очередь, смогут выиграть выборы, а уже потом смотрит на их экономический или политический опыт. «Если раньше это был очень сильный игрок, выходец с территории, [по влиятельности] на уровне первого зама госкорпорации, его все знали и считали фигурой влияния, понимающей все элиты, все нюансы, то в настоящий момент это не так», — объясняет Андрей Колядин.

«Давайте его назначим, а уж мы ему скажем, что он будет делать: посадим ему экономического менеджера, политического. Главное сейчас — пройти эту ступеньку выборов, а дальше уже разберемся, — объясняет политтехнолог логику федерального центра. — И если назначенные люди [случайно] оказываются талантливыми менеджерами и экономистами, то, конечно, регион начинает сиять и сверкать всеми цветами радуги. Но таких примеров я, к сожалению, привести не могу — ни одного. А вот если этого не происходит, то начинается усугубление конфликта на территории — и большие проблемы, которые решать придется другим людям».

Колядин констатирует, что Кремль такими назначениями «решает тактические задачи, — никто не думает о стратегии, о том, что будет с регионом в будущем».

Таисия Бекбулатова