«Для Казахстана его уход – шок»: политологи об отставке Назарбаева

Обращение Назарбаева его пресс-служба анонсировала утром, 19 марта, назвав его «Обращение к народу». И уже вечером в эфире национальных телеканалов глава страны выступил с речью. Тема, как оказалось, уход с поста президента. Сделал это Назарбаев неожиданно, для своего народа, и довольно эпично – 19 марта в 19:00 по местному времени, на 19-й минуте своего обращения. Он не раз повторит, что оставляет страну новому поколению. Хотя практически весь 18-миллионный Казахстан думал, что Назарбаев будет сидеть в президентском кресле до конца.
Алуа Жолдасбекова родилась и выросла в Казахстане. В Красноярске девушка всего год учится на юриста. Обучение по обмену – это одна из президентских программ для казахстанских студентов, которую воплотил Назарбаев. Когда Алуа появилась на свет, Назарбаев управлял страной уже 11 лет. Сейчас девушке 19, для нее политическая власть Казахстана, кроме как с Назарбаевым, больше не ассоциируется ни с кем. Поэтому его отставка для молодой студентки – действительно шок.
«Я сидела, листала инстаграм, и все начали писать, что Назарбаев подал в отставку. Я сперва не поверила, начала везде искать, разные порталы новостей начала смотреть. Я была просто в шоке, знаете, такое чувство было, что бывает же, когда семья полноценная, все сидят вечером за столом, тут папа уходит куда-то, и пустое место остается в душе – вот такое чувство было. Как-то было жалко», – говорит студентка.
А вот политологи отставку Назарбаева неожиданностью не называют. Ему 78 лет. Уход Назарбаева – не что иное, как мягкая форма транзита власти.
«Я полагаю, что для Казахстана его уход – это конечно шок. Но в любом случае, курс, который Назарбаев проводил, будет реализовываться и дальше, просто фамилия президента поменяется», – отмечает политолог Константин Калачев.
И действительно, Назарбаев ушел и остался. Он сохранил за собой статус первого президента и лидера нации. Но это скорее ритуальный статус. А вот другая должность пожизненная – председатель Совета безопасности. Поэтому Назарбаев наделен серьезными полномочиями как во внутренней, так и во внешней политике страны. Все же Назарбаев стал последним советским лидером, который правил уже независимой республикой бывшего СССР.
В кресло руководителя Казахстана он сел в 1989 г. Уже через год на безальтернативных выборах Назарбаев сменил свой статус на президентский и держал его за собой почти 30 лет. Он переизбирался президентом Казахстана 5 раз. И каждый раз его поддерживало подавляющее большинство жителей страны. На последних выборах в 2015 г. за кандидатуру Назарбаева проголосовали 97,5% избирателей.
«Назарбаев – это советский человек, это плод и типичный советский кадр, который был выращен в рамках советской системы. Там никаких выборов не предполагалось. Его продвигали и продвигали наверх, он вышел наверх вот этой власти. С решения Горбачева и ЦК КПСС он возглавил компартию Казахстана – это не выборная должность, его жители не выбирали.
Потом он стал президентом, ну а потом в условиях единовластия, мы же прекрасно знаем, как проходят выборы. На всех выборах он конечно же побеждал, а как там все было организовано, я не знаю. И может быть народ Казахстана действительно поддерживает его, просто потому что больше никого нет», – предполагает политолог Федор Крашенинников.
Больше никого нет. Так, пожалуй, думают, многие жители постсоветского пространства. Все-таки в странах бывшего СССР не мало лидеров, которые продолжают править по 18 и более лет. Примеров персональной, режимной, власти достаточно – стоит только взглянуть на саммит стран СНГ. Практически каждый за этим столом у руля своей страны несколько десятков лет. Назарбаев 30 лет руководил Казахстаном. Лукашенко в Беларуси 24 года. Алиев в Азербайджане 16 лет. Владимир Путин после рокировки с Медведевым 14 лет.
«Несмотря на то, что российское общество, и в значительной степени городское казахстанское население, в целом понимают, что такое демократия, и ценят сменяемость власти и готовы к такой модели, при этом существует огромный страх, который всегда пересиливает», – говорит научный сотрудник политологии Карлова университета (Прага) Александр Морозов.
Стабильность власти – это главная черта большинства постсоветских стран. В политике так же, как в спорте. Кто-то демонстрирует свои достижения 5 лет, кто-то 10, кто-то продолжает карьеру и 15. Но даже у самых стойких наступает усталость. У болельщиков, так же, как и у народа, усталость возможно, наступила давно. Да и терпение – наблюдать политические трюки – лопнуло. Поэтому стабильность, какой бы она ни была, куда лучше, чем прошлое. Для тех, кто вырос в Советском союзе, пережил перестройку, дефолт и нищету. Уж лучше так, чем новые потрясения. И страх перед каждыми выборами – «а не было бы хуже?» – пересиливает.