Меньше плитки, больше зелени
Девять из 28 дизайн-проектов благоустройства общественных пространств мэрия подготовила для обсуждения с горожанами. Остальные проекты пообещали выложить на сайте администрации Томска с указанием электронной почты, куда можно будет присылать свои пожелания. А пожеланий к городским чиновникам, как выяснилось на встрече «Клуба активных горожан», немало.
Обсуждение дизайн-проектов благоустройства общественных пространств Томска Фото: Виктория Мучник Проект благоустройства улицы Усова представила собравшимся Ника Еремина, координатор «Живой лаборатории». Он был разработан архитекторами и дизайнерами из ТГАСУ, плюс к ним примкнули люди смежных профессий, которые увлеклись идеей современного преобразования города. Всего группа энтузиастов, которая собирается по пятницам в свободное от работы время и занимается этим проектом, насчитывает 45 человек. Мы уже рассказывали о «Живой лаборатории» здесь.
Фото: Живая лаборатория «Живая лаборатория» обещала учесть замечания, которые были сделаны на публичных слушаниях в «Точке кипения», и не повторять ошибок, допущенных на проспекте Кирова. Тем не менее именно вопросы озеленения, а не малых архитектурных форм стояли на первом месте после презентации проекта благоустройства улицы Усова.
Галина Немцева Фото: Виктория Мучник Галина Немцева, депутат Законодательной Думы Томской области:
«Прорабатывалась ли ландшафтниками постепенная смена озеленения? Потому что если завтра вы вырубите все тополя, а на их место посадите кустики рябины, то это будет бомба для Томска. Высокие деревья поглощают и шум, и пыль. А в целом проект очень интересный и смелый, но вызывает опасения его стоимость. Прорабатывались ли варианты, что на второй и третий этапы реализации не хватит денег? Есть ли варианты работы в кризисных условиях?»
Ника Еремина:
«Деревья будут заказываться из питомников, которые предоставят деревья высотой в 4,5 метра. Ждать их роста нужно будет два-три года. Мы, конечно же, все озеленение прорабатывали с ландшафтниками, в том числе экспертами Ботанического сада ТГУ. Мы опирались на то, что реально есть в питомниках, что сможет расти в наших условиях. Сейчас по коммерческим предложениям мы, в том числе, работаем и с подмосковными питомниками. По поводу пыли… Мы сделали расчеты. Посчитали, сколько поглощают пыли существующие деревья, и посчитали, сколько будут поглощать пыли планируемые посадки. Разница следующая. Сегодня деревья забирают 6800 кг пыли. Это без обрезанных тополей. Если мы учтем, что тополя обрезанные, то это 2400 кг пыли. При новом озеленении мы достигнем показателя в 8900 кг. В том числе и за счет 2 тысяч саженцев кустарников.
У тополей есть множество преимуществ по сравнению с другими деревьями, но мы не высаживаем их снова, чтобы избежать тех же проблем, чтобы деревья не мешали коммуникационным сетям. Но мы можем в парке МКЦ, пока деревья не зацветут полноценно, предложить питомникам создать шоу-рум — ставить в кадках мобильную зелень с ценниками, то есть сделать некую мобильную площадку для продажи своих растений».
Ника Еремина Фото: Виктория Мучник Владимир Самокиш, депутат Думы города Томска:
«Девятый избирательный округ вас («Живую лабораторию» — прим. ред.) будет ждать. У нас есть много пространств, которые требуют изменений. Мой вопрос, как изучалось мнение жителей близлежащих домов? Они союзники или противники?»
Ника Еремина рассказала, что опрос жителей близлежащих домов проводился перед началом проектирования. Одна из жительниц дома по Белинского, 70, присутствовавшая на собрании, отметила, что проект «Живой лаборатории» поддерживает. «Я считаю, что тополя себя изжили, но кто-то действительно волнуется, что кислорода не хватит», — сказала женщина.
Депутат Госдумы Алексей Диденко:
«Вы должны учитывать, что у нас очень мало теплого времени года и очень много холодного. То есть у нас мало солнца и много снега. У меня огромная просьба — подходите осторожно к каким-то революционным вещам, не повторяйте ошибок, которые были допущены. С тополями нужно очень бережно все вопросы решить. Я уверен, это мое личное ощущение, что большинство людей за сохранение крупных традиционных пород. Вы для инноваций выбрали очень хорошую площадку — студенческую. Это правильно. Проект хороший и амбициозный, но я рекомендую быть аккуратнее с пшеницей, потому что можно все пшеницей засеять и гулять по русскому полю («Живая лаборатория» предлагает газоны засеять пшеницей – прим. ред.) . Второе — покажите эти проекты САХу, объясните им с точки зрения содержания, поговорите с бизнесом, так как они тоже отвечают за содержание прилегающей территории. Чтобы они понимали для себя, во что это может вылиться. И сейчас я не очень понимаю, как вы будете раздавать площадки малому и среднему бизнесу, так как закон эти моменты ограничивает. И самое главное, чего я не увидел в такой важной студенческой среде — это инфраструктуру для раздельного сбора мусора, для формирования зеленого поведения у граждан. Это ведь передовая территория, которая должна стать образцом для граждан».
Алексей Диденко Фото: Виктория Мучник Тамара Моисейчик, метеоролог:
«Представлено много кустарников. Хотелось бы больше деревьев с красивой раскидистой кроной. Есть же огромное видовое разнообразие городского озеленения с красивыми кронами. Деревья же это и шумовая защита окружающих зданий».
Далее еще три дизайн-проекта благоустройства представил председатель комитета озеленения и природного комплекса департамента дорожной деятельности и благоустройства Томска Константин Афонченко.
Театральный сквер
Дизайн Театрального сквера у ТЮЗа Фото: администрация Томска Несмотря на пожелания горожан не менять плитку в Театральном сквере, которые были высказаны на предыдущей встрече «Клуба активных горожан», Константин Афонченко сообщил, что у мэрии на этот счет свое мнение. «Плитка там в неудовлетворительном состоянии, и ходить по ней невозможно, — констатировал Афонченко. По поводу «отличной плитки» могу сказать следующее — всю плитку, которую мы снимаем, мы потом можем раздать ТСЖ для благоустройства дворовых территорий. Если мы хотим новое пространство, то к нему надо подходить во всем по-новому».
Представитель мэрии сообщил, что «дизайнерские» лавочки возле памятника Музе решено оставить. Все памятники, которые есть на территории сквера, на себя пообещали взять пищевики, чтобы их привести в порядок. Очевидно, что предложение «активных горожан» передать полностью сквер на содержание Ассоциации пищевиков, а деньги с этого объекта передать в отдаленные районы города не было услышано властями. В связи с этим было высказано предложение демонтировать стелу Ассоциации пищевиков, так как она портит вид Театрального сквера.
Памятник Ассоциации пищевиков Кроме того, мэрия предложила добавить пешеходных зон, которые будут покрыты деревянным настилом. И установить качели. Чтобы у детей и родителей после посещения ТЮЗа был повод задержаться и погулять в Театральном сквере.
Фото: администрация Томска «В прошлый раз много говорили о творческом проектировании. Мы хотим сделать места, которые будут выделяться. Например, интересные лавочки. На правой стороне сейчас парковка, ее больше не будет. Ларек и туалет остаются, но с собственниками ведется работа, чтобы их привели в соответствующий вид», — рассказал Афонченко.
Предусмотрено в новом проекте и место под Томский Арбат. Его предлагают сделать на самом входе в сквер. Количество освещения остается то же самое, но какими будут фонари, пока неизвестно.
Театральный сквер сейчас
«Это совершенно другой стиль. Не сочетается с архитектурой, которая здесь рядом, — отметила девушка-архитектор.— Этот стиль слишком модернистский, а не русский парковый стиль, который подразумевает беседки, потаенные уединенные места, лавочки. Там смыкаются кроны. Но сейчас это уничтожается полностью».
Леонид Терехов, депутат Законодательной Думы Томской области:
«Мы договорились, что не говорим о зданиях. Но посмотрите, те дома, которые были построены 100-150 лет назад. Они приятно оформлены, входная группа, необычные формы. За последние десятилетия здания сделаны, как бойницы. Я к тому, что мы не сохраняем традиции. Может, хотя бы в общественных пространствах, во всех шести, сделать элементы — пусть это будут малые архитектурные формы: скамьи, вазоны — какие-то элементы того имперского Томска. Мы многие годы все упрощаем, но так нельзя делать. Обязательно должны быть элементы, иначе ощущение, что все в Ikea купили».
Сквер на пересечении улиц Красноармейская и Фрунзе
Фото: администрация Томска Константин Афонченко, председатель комитета озеленения и природного комплекса департамента дорожной деятельности и благоустройства Томска:
«Сейчас общественное пространство здесь как бы есть, но как бы его нет. Мы предлагаем дополнить озеленение на 40 %, огородить его по периметру лавочками, заменить доску почета, поставить качели. Будут большие клумбы — кустарники и деревья. Это кардинально поменяет данное пространство, добавит возможность людям, которые гуляют, где-то отдохнуть, посидеть, возможно, на качельках покачаться».
— Какая сумасшедшая мама будет качать детей рядом с проезжей частью? — вопрос из зала.
— Это лавочка-качели. И посидеть, и покачаться. Но мы поняли ваше предложение огородить зону от проезжей части, только нужно посмотреть по безопасности. Есть такое понятие, как треугольник видимости — это сто метров от перекрестка. Мы посадим, а нас потом ГИБДД заставит снести. Не сделаем, будет штраф от 100 до 500 тысяч рублей.
Общественник Андрей Иванов предложил перенести парковку в зону, где ГИБДД запрещает сажать деревья. Убрать доску почета, а на месте парковки организовать большой парк. На это предложение представитель мэрии отметил, что, во-первых, нужно понять, кому принадлежит земля на указанном участке, а, во-вторых, помимо требований ГИБДД, есть требования по организации проезда пожарным частям.
«Юридически, скорее всего, это будет невозможно», — резюмировал Афонченко.
Оксана Шишканова, дизайнер:
«На Красноармейской ужасный проект. Говорю об этом как дизайнер. Я бы хотела даже лично, безвозмездно предложить вам спроектировать. Я просто живу в этом городе и проезжаю мимо несколько раз в день. Хотелось бы увидеть ухоженную территорию».
Елена Корчагина, философ:
«Качели – вопрос спорный. Но если это не для детей, то почему бы и нет. Но сквер однозначно нужен. В любом оживленном месте нужны деревья. Посмотрите на Монако или Австрию, там деревья везде. И чем оживленнее трасса, тем больше нужно деревьев. И соответственно нужны нормальные газоны с травой, а не клумбы. Я за многоуровневые зеленые насаждения. В советское время делали все очень грамотно. Первый уровень — кустарники, потом средний уровень и высокие деревья, которые создавали некую атмосферу, в которой скапливается кислород. И когда идешь по этой аллее, то чувствуешь микрофлору. Сейчас же ее нарушают, так как убирают крону деревьев. А они не могут жить, когда их мало».
Сквер на пересечении Фрунзе и Красноармейской сейчас
Сквер на Елизаровых, 2
Фото: администрация Томска
Площадка на Елизаровых, 2 сейчас
Константин Афонченко, председатель комитета озеленения и природного комплекса департамента дорожной деятельности и благоустройства Томска:
«По большей части сейчас эта территория используется как детская площадка. Там есть сцена, которая в не очень хорошем состоянии. Там асфальтовые пешеходные дорожки, тоже в не очень хорошем состоянии, и какие-то зрительские места.
Мы предлагаем обновить пешеходные связи, поменять освещение, сцену. Установим так называемые трибуны, на них можно будет посидеть, а за трибунами будет общественное пространство. Так такие сетки в виде батутов, там можно будет ходить, прыгать, даже полежать. Предлагается поставить качели, в том числе для маломобильного населения. А существующую детскую площадку вынести в отдельную зону. В данном проекте мы ничего не сносим».
Дискуссию вызвали размеры сцены. Некоторые слушатели выступали за то, чтобы сделать ее размер меньше в пользу детской площадки. На это Афонченко отметил, что сцена востребована уже сейчас, даже в таком неудовлетворительном виде.
Елизавета Мишина, архитектор, участник «Живой лаборатории»:
«Я считаю, что многим дизайнерским бюро, которые выполняют проекты благоустройства, нужно брать пример с «Живой лаборатории», с анализа, который выполняли они, их энтузиазма и подхода к городской среде. Да, может быть, у «Живой лаборатории» не все получилось, но они готовы к обсуждению и всегда открыты, в отличие от других проектов, где просто говорится о том, что сейчас там ничего нет, поэтому давайте сделайте что-то, это же лучше, чем ничего. А давайте оставьте, как есть, а потом лучше сделаем что-то нормальное, а не просто освоим выделенные деньги.
Мне проекты городской администрации не понравились от слова совсем. На Елизаровых, 2 я не понимаю, зачем такой большой масштаб сцены. Если там планируются камерные выступления, то тогда нужен и масштаб другой. Можно было поставить интересные детские площадки, с которых бы дети также могли смотреть на то, что происходит на сцене. Среда была бы задействована больше.
В Театральном сквере мало озеленения. Я надеюсь, что это недоработка картинок и в реальности зелени будет больше. А стиль, предъявленный на иллюстрациях, не соответствует месту. У «Живой лаборатории» тоже модернистский стиль, но там совсем другое пространство — это студенческое место, подвижное, прогрессивное. ТЮЗ же камерный, это пространство, в котором мы действительно любим Томск.
А Фрунзе — Красноармейская… Мне кажется, что там перевес мощения относительно зеленых зон: плитки намного больше. Но почему? Можно же было сделать наоборот. И там такие большие расстояния между зелеными фрагментами. И также непонятна центральная клумба. Зачем сажать деревья в эту клумбу, когда их можно посадить над лавочками, чтобы создать тень. И когда говорят, что это прием трехплановости, для композиции, но композиции-то нет. Вы показываете картинку, которая совершенно не привлекает».
Павел Богданов, дизайнер:
«То, что на Красноармейской — Фрунзе, это очень плохо. Мне кажется, что люди занимались просто макияжем, не учитывая user experience. Непонятно, что там люди будут делать. Есть пыльная очень загруженная улица, и с чего там люди будут сидеть на качелях? Там можно поставить очень интересный акцент, но не в том виде. Так не будет это место использоваться, на мой взгляд.
Проект «Живой лаборатории» классный. Ребята хорошо его проработали. Но меня как дизайнера резанул момент с глобусом. Мне всегда кажется, что реализация подкачает. Но в целом круто, видно, что исследование было проведено хорошее. А в других проектах видно, что там «одну футболку поменяли на другую». Поддерживаю мнение, что сцена в сквере у «Самолета» (Елизаровых, 2 – прим. ред.) не нужна. Мне кажется, что реально задействовать столько квадратов под один-два концерта в неделю странно. Хотя опять же я не поддерживаю предложение, что там главной должна быть детская площадка. Она может там быть, но она должна быть второстепенной».
Все предложения участников «Клуба активных горожан» запротоколированы и будут переданы в мэрию.