Летопись жизни страны: что оставил потомкам режиссер Георгий Данелия

«Вот, оказывается, когда ты видишь только плохое в человеке и не видишь хорошее, то жизнь становится невыносимой», − советский и российский режиссер Георгий Данелия.
Эта фраза стала будто девизом всего творчества Георгия Данелии. Его талант − раскрывать лучшие качества человека, возбуждать любовь и к преступнику, и пьянице. Одна из главных работ в 60-е «Я шагаю по Москве» − это символ хрущевской оттепели и надежд на светлое будущее. Здесь в героях кто-то узнает себя, кто-то соседа, все они настоящие люди, а не манекены трудового фронта, пропитанные идеалами партии.
После этого фильма не возможно было не влюбиться в Москву. Георгий Данелия хоть и родился в Грузии, но почти всю жизнь провел в столице и сам всегда восторгался особенно Москвой на рассвете. В этом фильме он открыл нового героя советского кино Никиту Михалкова.
Его фильмы аполитичны, реальность показана будто через розовые очки. Застойные 70-е связаны с его главными и самыми любимыми зрителями картинами «Афоня» и «Мимино». Первая про незадачливого сантехника, лентяя, тунеядца и пьяницу, за которого хочется переживать и верить, что у него все будет хорошо. В 1975 г. эту картину в СССР посмотрели более 60 млн зрителей.
Почти в каждом своем фильме Данелия снял Евгения Леонова. Режиссер говорил, что всегда удивлялся его работе.
В фильмографии Данелии особняком стоит «Мимино». Там − родная Грузия. Это кино про наивного провинциала и его любовь к малой родине. Фильм почти сразу «расхватали» на цитаты.
Сейчас «Афоней» называют магазины сантехники, а «Мимино» − кафе и забегаловки. Свой «Мимино», по грузински − сокол, есть и на трассе Красноярск − Новосибирск. Повар здесь армянка из Грузии, которая тоже скучает по родине.
«Потому что родина − есть родина, всегда тянет туда, где бы ни жили. Мои родные все там, конечно, ездим туда. Стараемся почаще», − поделилась с Новостями ТВК повар кафе «Мимино» Варсеник Агабалян.
Главная работа Данелии 80-х − «Киндза-дза». Антиутопия. Обычные советские люди здесь на фоне более продвинутой в технологическом плане цивилизации предстают спасителями. Мир капитализма у них вызывает неприятие. Фильм критики и зрители приняли не сразу, но теперь картина кажется пророческой.
Фильмы Данелии, кажется, никогда не устареют. Полвека они не сходят с экранов и уже превратились в летопись нашего общества.