Дата
Автор
Валерия Позычанюк
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Uber притормаживает: что узнали инвесторы перед крупнейшим IPO года

Международный сервис такси Uber выложил в открытый доступ материалы к своему IPO — самому дорогому первичному размещению технологической компании за последние четыре года. Они в очередной раз напомнили инвесторам, что культурный символизм и статус мегастартапа не означают безрисковых вложений.

Признаки замедления. В проспекте эмиссии Uber на $10 млрд впервые опубликованы финансовые результаты за прошлый год. Из них следует, что рост основного бизнеса Uber — такси — замедляется: в четвертом квартале выручка этого подразделения составила $2,3 млрд — ровно столько же, сколько было и в третьем квартале, и лишь немногим более, чем во втором. То есть за год до первичного размещения бизнес такси Uber практически не рос.

Цена роста. Нельзя сказать, что у компании, давшей миру понятие «уберизация экономики», непреодолимые проблемы. Выручка всего бизнеса Uber в 2018 году составила $11,3 млрд. Компания росла экспоненциально: в 2014 году она получила лишь $495 млн, то есть за последние четыре года выросла почти в 23 раза. Но рост дался дорогой ценой: за два года — с 2016 по 2018 — убытки почти достигли $10 млрд, а только в прошлом году компания ушла в минус больше чем на $3 млрд. Это результат, в плохом смысле ошеломляющий даже для большой корпорации, не то что для выросшего на деньгах инвесторов стартапа, пишет Wall Street Journal.

Конкуренты наступают. Одна из причин, почему бизнес такси у Uber не растет, — конкуренты, которые планомерно наступают на гиганта и отъедают у него долю рынка и выручку. Сама компания сообщила в своем проспекте эмиссии, что в 2018 году ее доля снизилась в большинстве регионов, в которых она работает. Проблема в том, что конкуренты Uber получают достаточно капитала, чтобы снижать на рынках цены. Сама компания делать это без ущерба для своих финансовых показателей не может. В результате, по данным Second Measure Inc. (компания анализирует транзакции по кредитным картам), в этом феврале на долю Uber пришлось 67% доли рынка такси в США против 78% двумя годами ранее.

Где Uber действительно растет. На самом деле главные точки роста для Uber сегодня — не сервисы такси, а доставка еды Uber Eats. Этот сегмент бизнеса вырос буквально из ничего за несколько лет, а в 2018 году уже составил 13% от всей выручки Uber — или $1,5 млрд. Другие перспективные сегменты бизнеса компании — грузовые доставки Uber Freight, аренда велосипедов и самокатов. На последние в 2018 году пришлось $373 млн выручки.

Читайте также Lyft подпортил IPO Uber. Компания разместится дешевле прогнозов

Уроки конкурента. Uber — не первый сервис такси, который проводит IPO в этом году: первым разместился его главный американский конкурент — Lyft, который сейчас занимает 30% рынка такси в США. Именно по этому IPO инвесторы оценивают перспективы самого Uber, а оно проходит не гладко. Торги акциями Lyft на Nasdaq начались 29 марта, но уже через два дня котировки упали ниже цены размещения ($72). Потом они ненадолго вернулись к уровню IPO, а сейчас находятся на уровне $61. Из-за этой неудачи инвесторы, планировавшие покупать акции Uber, испытывают некоторое отрезвление, отмечает CNBC. У компаний схожий профиль: обе убыточны, обе требуют от инвесторов ставки на рост бизнеса и обе оценены дорого. Lyft провел IPO по цене 10 годовых выручек, Uber рассчитывает на 8–9.

Контекст

  • IPO Uber станет крупнейшим в технологическом секторе с 2014 года, вслед за IPO Alibaba Group на $25 млрд, и крупнейшим в мире после прошлогоднего IPO телекоммуникационного бизнеса SoftBank.
  • С 29 апреля компания запустит роуд-шоу для инвесторов, пишет Reuters. Торги ценными бумагами на NYSE начнутся в мае.
  • В Uber надеются, что инвесторы, ставящие на развитие, оценят компанию в $90–100 млрд, несмотря на убыточность (около $3,3 млрд по итогам прошлого года). Надежды Uber оправдаются, считают эксперты Goldman Sachs и Morgan Stanley. Сами они оценивали компанию в $120 млрд.
  • За последние два года компания также была замешана в серии скандалов, которые в том числе привели к отставке бывшего главы Uber Трэвиса Каланика: инженер Uber Сьюзан Фаулер опубликовала у себя в блоге рассказ о сексуальных домогательствах в компании, затея с беспилотными автомобилями провалилась, а The New Times уличила компанию в разработке и использовании программы Greyball, с помощью которой она отслеживала заказы в странах, где деятельность сервиса запрещена.
  • Публичность поможет компаниям вроде Uber и Lyft стать гораздо более рациональными и дисциплинированными, считает основатель и топ-менеджер Glade Brook Capital Partners и инвестор обоих стартапов Пол Хадсон. «Публичным компаниям гораздо сложнее «сжигать» деньги из-за контроля со стороны рынка», — отмечает он.
  • Uber и Lyft подтолкнут к IPO другие технологические стартапы, чьи акционеры и сотрудники хотят сделать активы более ликвидными, считает Хадсон. Последовать их примеру могут Slack, Palantir и Airbnb — это значит, что 2019 год может стать рекордным по объему привлеченных средств через IPO, превысив результаты пика доткомов в 2000 году.