Дата
Автор
Арсений Батуев
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Лукан Вэй: «Если Россия и станет демократией, то не из-за давления Запада»


Церемония инаугурации Владимира Путина. Фото: Dmitry Astakhov / RIA Novosti / Reuters

С европейским образцом демократии в последнее время не все гладко. Национальные правительства заявляют о дефиците демократии в ЕС и малой гибкости европейских институтов, а Еврокомиссия обвиняет некоторые страны, прежде всего Венгрию и Польшу, но также Румынию, Чехию и Словакию в росте недемократических тенденций. Все чаще угрозами для молодых демократий называют влияние на их внутреннюю политику Китая и России. И речь идет не столько о поддержке евроскептичных партий и движений, сколько о создании альтернатив западной модели: китайского экономического чуда без политической либерализации и ставшего для ЕС нарицательным «российского» типа демократии.

Одна из главных политических теорий, объясняющих внешнее влияние на успех демократизации, – теория рычагов (leverages) и взаимодействий (linkages). Мы поговорили с одним из ее авторов, Луканом Вэем, профессором политологии Университета Торонто – о проблемах с демократией в постсоветских странах, инструментах влияния на них и о том, смогут ли Россия и Китай превратить остальные страны в диктатуры.

В своей книге вы пишете, что демократиями чаще становятся те государства, на которых у западных стран есть воздействие через рычаги (визовый режим, программы помощи, санкции) и взаимосвязи (общее торговое, информационное и другие пространства). Но влияет ли на успех демократизации что-то еще?

– Как показывают нам многие другие политические теории, основные факторы, влияющие на успешный демократический переход, – сильное гражданское общество и развитая экономика. И то и другое – скорее внутренние источники демократизации. При этом экономический фактор не работает в странах, богатых природными ресурсами: несмотря на высокие показатели ВВП, никто не ждет, что Саудовская Аравия или Кувейт станут демократиями. Большинство же транзитных режимов – в том числе тех, о которых мы пишем в своей книге про соревновательные авторитаризмы (постсоветские страны, страны Африки и Юго-Восточной Азии. – Republic), – это небогатые страны, у которых нет внутренних источников для демократизации. Поэтому взаимосвязи и рычаги – это история, актуальная для стран с не очень успешной экономикой.

– К числу таких стран относились, например, Венгрия и Польша после распада СССР. Вероятно, что на успех демократии в них как раз повлияли рычаги и взаимосвязи ЕС. Но последние несколько лет в Европе все больше беспокоятся о качестве демократии в этих странах. Виктор Орбан в Венгрии ограничивает свободу СМИ, деятельность НКО, автономию университетов. Ярослав Качиньский в Польше проводит крайне спорную реформу суда. Что происходит: почему взаимосвязи и рычаги перестали сдерживать эти страны в демократических рамках?

– Если бы я писал книгу сейчас, то уточнил бы одно из своих условий. Вместо просто взаимосвязей с Западом я бы акцентировал внимание на взаимосвязях с западными организациями, активно продвигающими демократию. Потому что одна из причин, почему Венгрии удалось стать соревновательным авторитаризмом в 2000-е годы, это наличие не только влияния ЕС на Венгрию, но и Венгрии на ЕС через Европейскую народную партию. Партия представлена в Европарламенте, значительная часть ее членов – это члены венгерской правящей партии «Фидес», и таким образом они ограничивают давление Евросоюза на Венгрию. Раньше мы принимали как данность, что ЕС поддерживает демократию и склоняет к ней другие страны. Но теперь понимаем, что и новые страны могут ограничивать демократические идеи изнутри Европейского Союза. С другой стороны, хоть Венгрия – это не демократия, в ней нет и тех авторитарных практик, что мы видим в России или в других постсоветских странах. Нарушения в стране относительно мягкие, и, думаю, это все же заслуга Европейского Союза и его демократических идей. Хотя, конечно, влияние ЕС на Венгрию уже не такое сильное, как раньше.

Лукан Вэй. Фото: cddrl.fsi.stanford.edu

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.