Дата
Автор
Валерия Позычанюк, Сергей Смирнов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Привезут миллионы: кто в России заработает на третьем по размеру IPO в истории

Самое долгожданное IPO года состоится уже совсем скоро: Uber начал роуд-шоу для инвесторов и должен назвать цену размещения уже 9 мая.

Компания надеется привлечь около $9 млрд и получить оценку примерно в $91 млрд, пишет Bloomberg (ранее назывался диапазон размещения в $80–90 млрд).

Это намного меньше первоначальных $120 млрд, на которые Uber ориентировался еще прошлой осенью, но даже при такой оценке сделка станет третьей по величине за всю историю фондового рынка США.

На первом месте останется Alibaba, которая привлекла в 2014 году $25 млрд при оценке в $167 млрд, на втором — Facebook, привлекший $16 млрд при оценке $104 млрд в 2012 году.

Богатейшие бизнесмены из России начали инвестировать в Uber на волне всеобщей уберизации еще в 2014 году. Их чеки принимали тогда без особых проблем. «Вложить деньги в такую компанию — все равно что плюнуть в море, там уже слишком много всех, чтобы кто-то всерьез интересовался личностью очередного инвестора», — рассказывал The Bell партнер одного из международных венчурных фондов. К тому же западные стартапы всерьез заинтересовали богатейших россиян еще до санкций за Крым и вмешательство в американские выборы.

Вот кто из российских миллиардеров и компаний может заработать на Uber

Для Усманова Uber — далеко не первая инвестиция. Вероятно, самой успешной его сделкой были вложения в акции Facebook — спустя много лет из «бермудского архива» выяснилось, что деньги на это Усманов одолжил у «Газпрома». Несколько лет назад Усманов, как он сам рассказывал, переключился на китайские стартапы.


Основатели «Альфа-групп» во главе с Михаилом Фридманом — тоже инвесторы со стажем. Только под управлением фонда Pamplona Capital, которым руководит совладелец Альфа-банка Алекс Кнастер, находятся активы на сумму свыше 6 млрд евро. В Uber совладельцы «Альфа-групп» вложились в начале 2016 года, когда компания уже считалась самым дорогим стартапом в мире.


Зиявудин Магомедов инвестировал в Uber одним из первых в нашем списке и в целом с надеждой смотрел на американские технологические компании. Например, с 2015 года он вкладывался и в итоге стал крупнейшим инвестором стартапа Virgin Hyperloop One, который собирается строить систему сверхскоростных пневмопоездов по концепции Илона Маска. В 2016 году Hyperloop One, «Сумма» Магомедова и правительство Москвы даже подписали меморандум о строительстве ветки вакуумного поезда в Москве. Но год назад Магомедов оказался в тюрьме по подозрению в создании преступного сообщества, разбирательства еще идут.


Герман Греф любит технологические компании и часто сравнивает с ними Сбербанк. Сам банк тоже должен со временем превратиться в глобальную технологическую платформу — так написано в его стратегии. Еще в 2012 году на деньги Сбербанка в Кремниевой долине был запущен фонд с целью финансировать полезные для банка технологические проекты, управлять им был назначен бывший IT-директор банка Виктор Орловский. The Bell писал, что фонд вложился в десяток проектов, в том числе — в Uber. Инвестиция, по признанию Орловского, была очень небольшая, а зайти в сделку удалось, потому что Сбербанк оказался выгодным партнером: в России он обслуживал водителей Uber, обеспечивал лизинг и страхование.


С «Яндексом» все просто — он стал владельцем 2 млн акций Uber при объединении активов Uber в России с «Яндекс.Такси». Пакет был получен исходя из оценки в $52 млн, а продать его «Яндекс» мог начиная с февраля 2019 года за $96 млн.


Бывший совладелец «Вимм-Билль-Данна» Гаврил Юшваев, похоже, оказался самым расчетливым инвестором: «Пока все бежали в Uber, он был умнее и вложил деньги в его главного конкурента – Lyft», — рассказывал The Bell в прошлом году один из его знакомых. По нашим расчетам, это позволило Юшваеву заработать 5x (если считать по цене размещения Lyft, хотя с тех пор акции компании серьезно упали). Подробно об этой истории мы писали здесь.