ЦБ обяжет банки использовать свою биометрию
Противостояние экосистем главного и крупнейшего банков России — ЦБ и Сбербанка — вышло на новый уровень: ЦБ намерен сделать обязательным для всех банков использование своей системы биометрии, пишут «Ведомости». Альтернативный проект Сбербанка пока продвинулся намного дальше.
Что случилось. О том, что регулятор обяжет банки оказывать услуги через Единую биометрическую систему (ЕБС), стало известно из презентации ЦБ. Инициатива ЦБ существует, законопроект может появиться уже в июле, сказал председатель комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков.
- До сих пор банки были обязаны собирать и передавать биометрию граждан в ЕБС. Пока они могут решать, предоставлять ли услуги с ее помощью.
- Оператор ЕБС — «Ростелеком», система начала работать летом 2018 года. Идея в том, чтобы россияне, сдавшие биометрию (изображение лица и образец голоса) в одном банке, могли открывать счета, брать кредиты и проводить другие операции в любом другом банке без визита в отделение. Сейчас ЦБ и «Ростелеком» ведут активную информационную кампанию в регионах в поддержку ЕБС.
- Сбербанк последовательно против ЕБС: у него своя, более продвинутая система идентификации. В вышедшем в один день с публикацией «Ведомостей» интервью Германа Грефа «Коммерсанту» президент госбанка заявил, что процесс сбора данных клиентов в банке проще, а собранных данных — много. В декабре 2018 года Греф говорил, что в биометрической базе банка «миллионы» клиентов, тогда как в ЕБС на конец 2018 года их были всего лишь тысячи.
- Сбербанк анонсировал широкое внедрение биометрических технологий задолго до ЕБС — в мае 2016 года. Тогда же Греф объявил о постепенном отказе от пластиковых карт в пользу биометрии. Сбербанк агрессивно собирал образцы в свою систему минимум два года.
О подключении к ЕБС Сбербанк объявил в январе. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина утверждала, что «некоторые банки» продолжают собирать биометрию не в общую базу, а для своих целей.
Читайте также ЦБ призвал банки не вводить клиентов в заблуждение о том, куда именно сдается их биометрия
Банки не против
Несколько банков — в том числе «Хоум кредит» и «Тинькофф банк» уже полноценно работают с ЕБС.
- Оказание услуг через ЕБС для банков сравнительно дешево — намного дороже сбор биометрии. Банк, собравший биометрию и вошедший в систему ЕБС, в этом смысле занимается благотворительностью для остальных участников.
- В ЕБС есть и другая выгода для банкиров — антиотмывочный закон требует от них идентифицировать всех новых клиентов, и теперь сделать это они могут не только при личном присутствии.
- Доверия самих клиентов к системе пока нет, писал Forbes: они сомневаются, что сдача биометрии в ЕБС безопасна с точки зрения защиты данных.
- Есть еще одна причина — по закону, который Госдума приняла в декабре 2017 года, оператор ЕБС будет предоставлять данные МВД и ФСБ в соответствии с процедурой, установленной правительством.
Не только биометрия
У регулятора и крупнейшего банка еще одна область противостояния: рынок переводов по картам, на котором Сбербанк де-факто монополист. Уже можно говорить, что новая экосистема мобильных переводов ЦБ — Система быстрых платежей (СБП) — переигрывает конкурирующий проект Сбербанка. Мы писали, что это произошло за счет установленной регулятором нулевой комиссии для банков, которую он попросил перенести на клиентов.
Читайте также «Очень раздражает»: Набиуллина стала препятствием на пути Сбербанка к превращению в цифрового гиганта
Набиуллина не скрывала, что намерена заставить войти в СБП все системообразующие банки. Сбербанк присоединится к СБП, но пока продолжает переговоры об условиях, подтвердил Греф в интервью.
Цитата. «Если нас подключат принудительно, бизнес-модель просматривается сложно... Зачем регулятору создавать альтернативно-принудительное счастье вместо отслеживания недискриминационного партнерства, для меня неясно», — Герман Греф, президент Сбербанка.
Почему это важно
Сама по себе банковская биометрия — очевидный шаг в будущее, вопросы возникают к тому, как ЦБ толкает банковскую систему на этот шаг. Регулятору стоит задуматься и над тем, как убедить россиян, что их данные не попадут в не предназначенные для этого руки.