Дата
Автор
Ирина Панкратова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Обходными путями: как безопасник Дерипаски помог ему увести часть бизнеса из-под санкций

Крупная компания «Базэлцемент», которая раньше входила в «Базовый элемент» Олега Дерипаски, сменила название, товарные знаки, а заодно — и основного владельца, выяснил The Bell. Теперь представители компании утверждают, что она не имеет никакого отношения ни к самому Дерипаске, ни к санкциям. Версии две — либо Дерипаска изловчился продать актив из-под санкций, либо просто попытался его спрятать, говорят юристы. И то и другое будет легко установить минфину США.

Олег Дерипаска. Фото: Алексей Дружинин/ТАСС

Что случилось. Как стало известно The Bell, в феврале одна из крупных компаний, которая прежде входила в «Базовый элемент» Олега Дерипаски, а именно — его цементный холдинг «Базэлцемент» — сменила название. Теперь это группа «Смиком».

  • 13 марта компания подала четыре заявки на регистрацию новых товарных знаков: SMIKOM, «СМиКом», «СМиКом группа» и SMIKOM Group.
  • Их логотипы в заявках выглядят почти так же, как и прежнее лого «Базэлцемента», чей товарный знак принадлежит этому же юрлицу.
  • Также компания зарегистрировала права администратора на четыре новых домена в ru-зоне: cmicom, cmikom, smicom и smikom (по данным WhoIs). Сайты по ним пока не работают.

Новое название придумывали несколько месяцев, но в итоге остановились на самом простом варианте: «Строительные материалы и комплектующие» — так расшифровывается «Смиком», рассказал The Bell человек, раньше работавший в холдинге.

Главная цель ребрендинга — уйти от ассоциаций с санкционным списком, в котором с апреля 2018 года находятся как сам Дерипаска, так и «Базэл», рассказали The Bell действующий и бывший сотрудники компании.

В самой компании утверждают, что санкции ни при чем, Дерипаска — тоже.

Цитата: «Мы переименовали компанию, потому что «Базэлцемент» подразумевает цемент, а «Смиком» — строительные материалы, — объясняет многолетний директор компании Вячеслав Шматов. — Мы занимаемся не только цементом, но и известью, гипсом, газобетоном, железобетонными изделиями и прочим. Переименование никак не связано с санкциями. Мы не имеем к ним никакого отношения, как и они — к нам. Мы добываем сырье в нашей стране и продаем нашим строителям».

На вопрос, по-прежнему ли компания принадлежит структурам Дерипаски, Шматов посоветовал обратиться в «Базэл», представитель Дерипаски на запрос The Bell не ответил.

Санкции. Олег Дерипаска и холдинг «Базовый элемент» (обозначен как Basic Element Ltd) попали в самый жесткий санкционный список США — так называемый Specially Designated Nationals List (SDN-лист) — в апреле 2018 года. Фигурантам этого списка запрещены любые деловые связи не только с американскими гражданами и компаниями, но и с любыми другими под угрозой вторичных санкций против контрагентов. До этого момента «Базэл» на своем теперь уже неработающем сайте указывал «Базэлцемент» в числе своих крупнейших активов.

  • На самом деле с 2008 года «Базэлцемент» принадлежит кипрской Langdale Holdings Ltd, по данным СПАРК.
  • В 2013–2018 годах этим офшором, судя по данным портала «Горзаказ» и выпискам из кипрского реестра, которые изучил The Bell, через цепочку других компаний владели сам Дерипаска и Basic Element Ltd. Но в ноябре прошлого года — через полгода после введения санкций — новым владельцем 86,7% Langdale стало ООО «Либра холдингс».
  • Эта компания была создана как раз в апреле, после введения санкций. О ней почти ничего не известно, но ее учредителем был Аркадий Саркисян, который и сейчас продолжает владеть 20% фирмы. Forbes представлял его бывшим морским офицером, бывшим начальником службы безопасности Саянского алюминиевого завода и человеком, который отвечал за безопасность самого Дерипаски в период алюминиевых войн в 1990-е годы. Позднее Саркисян был депутатом Госдумы и сенатором от Хакасии.
  • Кроме того, как минимум через одну компанию («СТМ-центр») Саркисян связан с человеком по имени Егор Андреев. Андреева Forbes называл однокурсником и другом Дерипаски. В 2014 году бизнесмен уступил ему другой свой актив — компанию «Трансстрой».

Что все это значит. Двое собеседников The Bell, близких к цементному бизнесу Дерипаски, говорят, что бизнесмен по-прежнему имеет к нему отношение. Косвенно в конце мая это подтвердил министр экономического развития Максим Орешкин. Тогда он заявил, что семь компаний из холдинга «Базовый элемент» Дерипаски, включая описываемую выше Langdale Holdings Ltd, зарегистрировались во внутреннем офшоре — на острове Октябрьский Калининградской области. Эта офшорная зона создавалась как раз для поддержки участников санкционного списка. На острове можно не раскрывать бенефициаров и рассчитывать на налоговые льготы. Но на следующий же день представитель Дерипаски опроверг слова Орешкина, заявив, что бизнесмен не имеет никакого отношения к Langdale и другим компаниям, зарегистрировавшимся на Октябрьском.

Об этом говорят. Если на момент санкций «Базэлцемент» больше чем на 50% контролировался Дерипаской или его структурами, то компания сама автоматически оказывалась под санкциями (причем, по правилам минфина США, для этого ее необязательно даже отдельно указывать в санкционных списках).

Это означает, что любые свои действия по реструктуризации бизнеса «Базэлцемент», скорее всего, обязан был согласовывать с минфином США, говорит советник по специальным видам комплаенса адвокатской коллегии Pen&Paper Денис Примаков. Если процедура была проигнорирована и конечной целью сделки был обход санкционного режима, последствия для всех вовлеченных в сделку лиц будут печальными, говорит управляющий партнер юридической фирмы Art De Lex Дмитрий Магоня. Ответственность может быть разной, от штрафов до включения всех причастных в SDN-лист.

  • «Ребрендинг как таковой от санкций мало поможет, — говорит Примаков. — Помогает реструктуризация бизнеса с целью выхода из числа бенефициаров подсанкционных лиц».
  • «Возможно, новый бренд может помочь в том, чтобы партнеры компании эмоционально не ассоциировали ее с подсанкционным холдингом», — допускает советник Norton Rose Fulbright Алексей Бородак.
  • Но без раскрытия новой структуры собственников и конечных бенефициаров нельзя сказать, что санкции на «Базэлцемент» не распространяются, говорит Дмитрий Магоня из Art De Lex.
  • Холдинг «Базовый элемент» попал в блокирующий список в апреле 2018 года одновременно с самим Дерипаской и остается в списке. «Основанием для «токсичности» бывшего «БазэлЦемента» будут reasonable doubt об отсутствии ее связи с Дерипаской и структурами «Базэла», так как именно эти связи прописаны в нормативном регулировании», — говорит Магоня.

Что дальше? Даже если компания не ведет активной работы на зарубежных рынках, санкции могут доставить ей неудобства, считают юристы.

  • «Будут существенные трудности при работе с иностранными контрагентами, а также с контрагентами из РФ, имеющими тесную связь с США», — объясняет Дмитрий Магоня.
  • Будет непросто привлекать новое финансирование, возможны сложности в работе со страховыми компаниями, ведь в их пулах могут быть иностранные капиталы.
  • С большой вероятностью компания будет по умолчанию считаться «токсичной» и находящейся под санкциями до тех пор, пока Казначейство США не заявит об обратном, заключает эксперт.

Объемы бизнеса. Консолидированные финансовые показатели «Базового элемента» не раскрывались. Группа объединяла почти все активы, входившие в сферу бизнес-интересов Олега Дерипаски: холдинг «Русские машины», энергометаллургический холдинг En+ Group, включая «Евросибэнерго» и долю в UC Rusal, строительные компании «Главмосстрой», «Главстрой-девелопмент», долю в Strabag, аэропортовый холдинг «Базэл аэро» (аэропорты в Краснодаре, Анапе, Геленджике, Сочи и Красноярске), агрохолдинг «Кубань», медийную компанию «Формедиа», операторов доставки «Роспечать» и Pony Express и др.

  • Стоимость всех активов Дерипаски после введения санкций упала на $7,5 млрд, или примерно на 81%, указано в иске бизнесмена к минфину США, OFAC и их руководителям. По подсчетам Forbes, за прошлый год состояние Дерипаски сократилось на $3,1 млрд до $3,6 млрд.
  • Производственные мощности «Базэлцемента» описывались на сайте компании как 3,2 млн тонн в год, компания называлась одним из ведущих производителей стройматериалов в России. В группу входили несколько предприятий, включая «Ачинский цемент» в Красноярском крае, «Угловский известковый комбинат» в Новгородской области, «Главстрой-Усть-Лабинск» в Краснодарском крае, «Серебрянский цементный завод» в Рязанской области и др.